Целесообразно исследовать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка, по следующим группам:
v «Параметры факторов», под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы в стране ее базирования (рабочая сила, сельскохозяйственные угодья, природные ресурсы, телекоммуникации, дороги, здравоохранение и т. д.).
v стратегии фирм, их структура и соперничество.
v «параметры спроса», то есть показатели, характеризующие требовательность потребителей к качеству товара, эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными группами актуальности какой-либо потребности, национальные традиции, фазы жизненного цикла, структура спроса, его динамические показатели.
v родственные и поддерживающие отрасли - отрасли, которые являются потребителями и/или поставщиками данной отрасли,
v государственное регулирование (влияние исполнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику ; нормы, стандарты; госзаказы и пр. )
v случайные события.(изобретения; прорывные технологии; резкие изменения цен на ресурсы; резкие изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах; резкие изменения локального и международного спроса; политические решения местных и зарубежных правительств; войны и другие форс мажорные обстоятельства).
Выделяют следующие экономическиепоказателидля оценки отрасли:
v емкость рынка, то есть количество продукции, которое может быть реализовано за год (выражается в денежном эквиваленте, штуках, тоннах и т. д.);
v виды конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная);
v темп прироста емкости рынка (%) ;
v этап жизненного цикла отрасли (внедрение, рост, замедление роста, насыщение, спад);
v количество конкурентов и их относительные рыночные доли;
v вид вертикальной интеграции (прямая, обратная);
v величины входных и выходных барьеров;
v темп технологических изменений и продуктовых инноваций;
v степень продуктовой дифференциации в отрасли;
v величины эффектов масштабов (производственного и/или маркетингового);
v отраслевая чувствительность к степени загрузки производственных мощностей;
v отраслевая капиталоемкость;
v среднеотраслевая прибыльность.
Доминирующие движущие силы отрасли (параметры внешней среды, изменения которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений) определятся из перечня:
v изменения в темпе роста отраслевой емкости рынка;
v изменения параметров сегментов потребителей;
v продуктовые инновации, то есть запуск новых товаров;
v технологические изменения;
v маркетинговые инновации;
v вхождение и выход из отрасли крупных организаций;
v распространение ноу-хау;
v усиление глобализации отрасли;
v изменения в удельных затратах и эффективности;
v изменения в предпочтениях потребителей и способах использования ими товаров;
v изменения в государственном регулировании;
v изменения общественного мнения, стиля жизни;
v снижение или возрастание неопределенностей и риска.
Для оценки эффективности текущей стратегии необходимо оценить:
v изменение во времени рыночной доли организации;
v относительную по отношению к конкурентам прибыльность, динамику ее абсолютного значения;
v относительную по отношению к конкурентам динамику валового дохода.
Факторы, повышающие конкурентные преимущества:
v высокая рыночная доля;
v положительная динамика рыночной доли;
v тщательно разработанная и последовательно реализуемая стратегия;
v высокий престиж организации в глазах ее потребителей;
v положительная динамика престижа;
v принадлежность компании к выгодно позиционированной стратегической группе;
v наличие необходимых финансовых ресурсов;
v обширная номенклатура товаров;
v ценовые преимущества;
v рентабельность, технологический уровень, инновационный потенциал, профессионализм сотрудников выше среднего.