Принцип — основное, исходное положение теории, правило деятельности организации в какой-либо сфере или поведения личности.
Принцип
| Содержание принципа
|
Воспроизводства системы жизнеобеспечения
| Функционирование и развитие экономики как системы хозяйствования должно обеспечивать сохранность экосистемы, ресурсосберегающее воспроизводство всех компонентов системы
|
Правовой регламентации управления
| Экономико-правовое регулирование процессов управления объектами, соблюдение международных и государственных нормативных актов, регламентирующих процессы во всех сферах экономики, снижение субъективизма в управлении — должны обеспечивать законность управления
|
Социальной ориентации развития экономики
| Конечная цель функционирования и развития экономики — повышение благосостояния населения и качества жизни, гармоничное развитие личности, раскрытие человеческих возможностей
|
Научной обоснованности системы правления
| Учет при формировании системы экономических законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение научных подходов и методов моделирования способствуют повышению стабильности системы управления.
|
Системного подхода к управлению
| Предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющей выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Подход дает возможность учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системах управления, позволяет при постановке целей все сторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение целей
|
Ориентации экономики на инновационный путь развития
| Структурные источники экономического развития страны — развитие на основе: факторов производства, инвестиций, инновационной деятельности. Для повышения конкурентоспособности страны ее экономическое развитие необходимо ориентировать на инвестирование инноваций пре имущественно в новые технологии и менеджмент
|
Сохранения собственных сырьевых ресурсов
| Стратегия ресурсосбережения страны должна быть нацелена на сохранение собственных сырьевых ресурсов, рациональное их использование, импорт и экспорт новых технологий
|
Ранжирования объектов управления по их важности
| Позволяет определить важность, весомость, ранг объектов (проблем, факторов) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска. Ресурсы всегда ограничены, поэтому они должны сначала вкладываться в решение наиболее важной проблемы
|
Единства теории и практики управления
| Любое управленческое решение в области функционирования и развития экономического объекта должно отвечать логике, принципам и методам управления и решать одну из практических задач
|
Сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления
| Выявление сильных и слабых сторон объекта управления позволяет субъекту формировать стратегию развития на основе прогнозирования, добиваться превосходства в какой-либо области деятельности или выпуске товара (выполнении услуги) по сравнению с конкурентами.
|
Рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления
| Углубление специализации работ позволяет увеличить программу и использовать эффект масштаба, снизить себестоимость единицы товара. При невозможности увеличения программы работ используется принцип универсализации, т.е. поручение одному элементу системы выполнение нескольких однородных работ. Универсализация требует высокой квалификации работников, ведет к централизации управления. Инструментом углубления специализации и использования эффекта масштаба является унификация и стандартизация.
|
Организованности управленческих процессов
| Для обеспечения высокого уровня организованности необходимо анализировать и повышать пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, автоматичность управленческих процессов.
|
Рационального сочетания форм управления
| В зависимости от особенностей объекта управления, его структуры и целей управление можно подразделить на три вида: государственное, корпоративное и предпринимательское управление. Государственное управление характеризуется жестким нормативным регулированием средств, методов и процессов управления. Применяется, в основном, для управления государственными структурами. Корпоративное управление — форма, в которой: а) усилены интеграция компонентов по стадиям жизненного цикла объектов управления и адаптивность системы; б) обеспечены более высокая культура и гармония персонала; в) достигается получение эффекта синергии.
Предпринимательское управление характеризуется адаптивностью управления в условиях высокой неопределенности, более широким применением поведенческого и ситуационного подходов.
|
Обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе
| Альтернативные варианты управленческого решения приводятся в сопоставимый вид по следующим восьми факторам: времени, качества, масштаба, уровня освоенности, инфляции, риска и неопределенности, методу получения информации, условиям применения объекта
|