Это факторы маркетинговой среды, которые мало подвержены влиянию фирмы и носят, во многом, форс-мажорный характер. Выделяют следующие основные факторы макромаркетинговой среды. Демографические: рождаемость, старение, положение семьи, миграция, пол, возраст, образование. Экономические: доходы, цены, инфляция, сбережения, доступность кредита, процентные ставки, спад, подъем. Природные: доступность сырья, дефицит, климатические, загрязнение среды, энергия, вмешательство государства в рациональное использование ресурсов, геодезические (ландшафт, рельеф) Научно-технические: обновляемость продукции, обновляемость технологий, их уровень, развитие науки и техники в целом, информационные возможности, защита интеллектуальной собственности Политико-правовые: политическая стабильность, законодательные основы бизнеса, регулирование экономики государством, защита интересов общественности со стороны групп ( общество защиты потребителей) ( консьюмеризм ). Культурные: приверженность традициям, изменение в культурных ценностях, субкультуры, мода, бытовая культура, религиозность, общественно-социальная культура, идеология Социальные: социальная структура общества, уровень жизни ( в широком смысле ), уровень развития социальной инфраструктуры.
Процесс стратегического планирования в торговле, основные этапы, их краткая характеристика.
Стратегическое планирование пытается ответить на фундаментальный вопрос: Где мы хотим быть через год, через два, через три и т.д.? Стратегическое планирование требует разработки видения – какими мы видим себя в будущем? Стратегическое планирование позволяет смотреть на общую картину с долгосрочной перспективы, в то время как оперативные планы представляют определенную тактику выполнения стратегического плана год от года.
Стратегическое планирование – это процесс, во время которого организация отвечает на вопросы: 1)Почему мы существуем? 2)Какие основные цели организации? 3)Какие ресурсы необходимы для успешного развития? 4)Кто будет нашими потребителями?
Стратегическое планирование имеет тенденцию подводить людей к мыслям о будущем. Это особенно важно, так как многие организации ориентированы на внутренние факторы, сфокусированы на краткосрочных результатах. Стратегическое планирование оценивает организацию в долгосрочной перспективе, в аспектах выживания и развития. Одно из преимуществ стратегического планирования заключается в обеспечении эффективности и роста в долгосрочной перспективе. Другое преимущество – коммуникации. Стратегический план доводит намерения менеджмента до сотрудников, акционеров и др. Первым шагом стратегического планирования является организация процесса. Перед началом организации процесса необходимо убедиться в готовности организации к стратегическому планированию. Например, если стратегическое планирование применяется впервые, то нужно начинать плавно. Возможно, в организации происходит слишком много нового, и поэтому нужно временно отложить стратегическое планирование. Важно понять, что стратегическое планирование дает лучший эффект при соблюдении следующих условий:
1. В организации отлажена система управления.
2. Организация имеет отработанные каналы коммуникаций.
3. Организация открыта для новых идей.
4. В организации отсутствует господство бюрократии.