В зависимости от вида подынтегральной функции
функционала:
(1)
могут быть получены различные критерии применяемой проектируемой автоматической системой.
Одним из наиболее распространенных критериев является время переходного процесса объекта управления из заданного начального состояния
в конечное состояния
. Чтобы получить критерий, нужно положить подынтегральную функцию:

Тогда мы получим следующий критерий оптимизации:
(2)
Другой широко распространенный критерий оптимальности – это квадратичный критерий:
(3)
Здесь:
,
и
- симметричные матрицы соответствующих размерностей
,
,
;
- символ транспонирования.
Другой функционал:
(4)
Здесь
,
- это весовые координаты. Эти координаты позволяют учесть расход рабочего тела на управление. Задачи, решение которой минимизировалось в процесс (4), называются задачами САУ по расходу топлива. Такие задачи возникают, например, при управлении космическими аппаратами, когда существенной является экономия расходования горючего на борту аппарата.
Иногда в практике проектирования рассматривается функционал:
(5)
Здесь
и
удовлетворяют неравенствам
.
Этот функционал является комбинацией функционалов (2) и (4) и позволяет учесть как время переходного процесса, так и расход топлива.
Выбор того или иного функционала определяется и техническими показателями и условиями работы проектируемой САУ, а также во многом определяется от интуиции практических навыков проектировщика. К этому относится также и выбор весовых коэффициентов.