Во всех остальных случаях, как правило, головная программа имеет тип int . В этом случае в конце программы необходимо поставить оператор return, после которого записать имя переменной или константу, возвращаемую головной программой в вызывающую (операционную систему):
Блок программы включает описание данных, используемых в ней, и операторы языка. Блок заключается в фигурные скобки. После закрывающей фигурной скобки точка с запятой не ставится. Каждое описание и оператор программы заканчиваются точкой с запятой. Помимо описаний и операторов, в любое место программы можно вставить комментарий. В разделе описаний должны быть описаны все переменные и структуры данных, используемые в данной программе, с указанием их типов, имен и при необходимости размеров:
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include <math.h>
{
char name[10];
printf(“\nВаше имя: ”);
scanf(“%s”, name);
printf(“\nВаш возраст: ”);
scanf(“%d”, &age);
printf(“\nВаш рост: ”);
scanf(“%d”, &rost);
printf(“\nВаш вес: ”);
scanf(“%f”, &weight);
printf(“\nВы ввели:”);
printf(“\nИмя - %s”, name);
printf(“\nВозраст - %d”, age);
printf(“\nРост - %d”, rost);
printf(“\nВес - %4.1f”, weight);
printf(“\n”);
}
В любую функцию могут быть включены директивы (команды) препроцессора.
Препроцессор – это пакет программ для предварительной (до компиляции) обработки текста программы на Си. Препроцессор является мощным средством программиста, позволяющим облегчить написание и отладку программ, а также улучшить их читаемость.
Препроцессор позволяет:
- подключать к данной программе файлы с другими программами (функциями) или собирать одну программу из нескольких файлов,
- осуществлять подстановку имен,
- включать в программу макроопределения (макросы).
Управление работой препроцессора осуществляется директивами, дающими команду препроцессору на выполнение определенных действий. Обработанный препроцессором текст программы передается компилятору для перевода на машинный язык и далее – на сборку (компоновку) программы и ее выполнение.
Программа на языке Си обычно состоит из нескольких функций, хранящихся в различных файлах на внешних носителях. Отдельная функция тоже может быть разбита на несколько кусков, каждый из которых может храниться в отдельном файле.
Директива включения файлов #include позволяет найти на внешнем носителе заданный файл и подключить его к головной программе или вызываемой функции. Так создается единый файл, в котором собрана вся программа.
Кроме того, директива включения файлов позволяет подключать к программе пользователя стандартные библиотеки Си, например, библиотеку функций ввода-вывода, хранящуюся в файле stdio.h (standard input/output header file). Файлы с расширением имени .h называются заголовочными файлами. Они содержат описание переменных, функций и типов, используемых программистами – аналог раздела INTERFACE в описании модулей Паскаля. Директивы включения таких файлов помещаются перед заголовками функций:
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include <math.h>
Заключение имени файла в угловые скобки < > говорит о том, что этот файл находится в системном каталоге Си, содержащем библиотеки стандартных программ.
Если имя файла заключено в кавычки “”, то он отыскивается по указанному пути:
#include “d:\user\my_file_1.cpp”
и вставляется в программу вместо этой директивы. Так программа собирается из отдельных кусков: