3. Формы передачи, представления и виды информации.
4. Свойства информации.
5. Измерение информации. Математическое понятие информации
6. Понятие системы счисления.
7. Двоичное кодирование.
С развитием информационного подхода, раскрывающего новые свойства, новые стороны материальных объектов, социальных явлений и процессов, само понятие информации переросло из обиходных категорий в общенаучное понятие, которое, несмотря на свою распространенность, и по сей день вызывает огромное количество споров, дискуссий и по поводу которого имеется множество самых различных точек зрения. "Из всех наук теория информации и информатика, хотя и пользуются огромной и заслуженной популярностью, – пишет Р.И.Полонников[1], – и имеют неоспоримые успехи и достижения в целом ряде прикладных областей, но продолжают оставаться в несколько стесненном положении, ибо их центральное понятие – информация – остается строго неопределенным". Буквально, сколько авторов, пишущих об информации, столько и дефиниций этого феномена.
В настоящее время специалисты насчитывают более 200 существующих в настоящее время подходов к определению информации, среди которых нет ни одного более или менее общепризнанного, а некоторые из них просто не выдерживают никакой критики и вызывают достаточно резкие оценки в научной среде.
1. Информация есть знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения,
2. Информация – это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки,
3. Информация – это объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов,
4. Информация есть текущие данные о переменных величинах в некоторой области деятельности, систематизированные сведения относительно основных причинных связей, которые содержатся в знании как понятии более общего класса, по отношению к которому информация является подчиненной,
5. Информацией называется всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно,
6. Информация есть запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных.
Наиболее общее определение имеет место в философии, где под информацией понимается отражение предметного мира, выражаемое в виде сигналов и знаков.
1. Информация есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире,
2. Информация – это содержание процессов отражения.
Понятие информации предполагает наличие двух объектов: источника и потребителя. Для уяснения сущности информации следует учитывать и другие философские категории, такие как движение, пространство, время, а также проблему первичности материи и вторичности познания. Другим весьма важным условием уяснения сущности информации и правильного решения информационно-познавательных задач, к числу которых относятся и большинство правовых, является использование принципа адекватного отображения отображаемого объекта отображающим его объектом.
Под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессов, воспринимаемых человеком или специальными устройствами для обеспечения целенаправленной деятельности. К тому же информация об объекте познания может быть не только воспринята познающим субъектом или техническим устройством (при соответствующей ее обработке), но и как бы отделена от ее первоисточника – отображения объекта познания.
Из этого следует, что она может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому познающему субъекту или техническому устройству (например, ЭВМ), подвергнута иным операциям, совокупность которых называютинформационными процессами. Их состав и последовательность определяются в каждом частном случае. В общем виде информационные процессы составляют создание, синтез, передачу, прием, накопление, хранение, преобразование, систематизацию, анализ, отбор, распространение информации, ее представление в удобном для пользователя виде.
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.
Сигналы отражают физические характеристики различных процессов и объектов, а через знаки происходит восприятие предметного мира человеком. Таким образом, Сигнал представляет собой любой процесс, несущий информацию.
Сообщение – это информация, выраженная в определенной форме и предназначенная для передачи. Примером сообщения является текст телеграммы, речь оратора, показания измерительного прибора, команды управления и т.п. Таким образом, сообщение – это форма представления информации.
Данные – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например ЭВМ. Т.е. данные – это сырье для получения информации.
27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), который регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Разработка нового базового законодательного акта обусловлена необходимостью унификации как с понятийной, так и с содержательной точки зрения принципов и правил взаимодействия в данной сфере, устранения в ней ряда пробелов и приближения законодательства РФ к международной практике регулирования информационных отношений.
Ст.2 данного Закона вводит ряд основных понятий.
Центральным понятием законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации является понятие "информация". В ранее действовавшем Законе об информации от 1995 г. под информацией понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В новом Федеральном законе определение информации представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.
В ст.2 вводится новое для российского законодательства определение понятия "информационные технологии", которое объединяет процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы их осуществления. Информационные технологии имеют важное значение для развития, т.к., учитывая важность информации, именно уровнем развития таких технологий определяется потенциал дальнейшего прогрессивного движения во всех направлениях жизни общества.
Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого, процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Таким образом, информационные технологии - это комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.
К основным видам информационных технологий относят:
- высокие интеллектуальные информационные технологии, которые представляют собой генерацию технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды;
- вспомогательные информационные технологии - ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.);
- коммуникационные информационные технологии - призваны обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем[2]
Данная статья содержит также уточненное определение понятия "информационная система". В ранее действовавшем Законе об информации от 1995 г. под информационной системой понималась организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная система - это технологическая система, представляющая совместимость технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов и предоставляющая информационные услуги.
Признаки информационной системы:
- выполнение одной, нескольких функций в отношении информации;
- единство системы (наличие общей файловой базы, единых стандартов и протоколов, единого управления);
- возможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданных функций (выдержки из законов, закладки - все в 1 файле).
Основные требования к информационной системе:
- эффективность;
- качество функционирования (то есть ее точность, защищенность, согласованность со стандартами);
- надежность (то есть те пороги, когда система отказывает по качеству информации; по времени доступа; по производительности;)
- безопасность.
Бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий обусловило необходимость закрепления в законодательстве такого термина, как "информационно-телекоммуникационная сеть". Она представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 27 июля 2006 г.) под понятием "линии связи" понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
Вообще, информационно-телекоммуникационная сеть - это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку). Например, разновидностью информационно-телекоммуникационных сетей является Интернет.
В Законе введен также ряд других понятий. Таким образом, Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения в области создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, а также принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.
Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничение доступа к информации может устанавливаться только федеральными законами.
В законе содержатся положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице-распространителе, в форме и объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять ее получателей, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо-распространитель обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от нее.
Определены основные правила и способы защиты прав на информацию, самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.
В зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную, а также на ограниченную федеральными законами (информация ограниченного доступа). Устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен (например, о деятельности органов власти и об использовании бюджетных средств), а также предоставляемой на безвозмездной основе.
Закреплен запрет на требование от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и на получение такой информации помимо воли гражданина (физического лица). Исключение могут составлять только случаи, предусмотренные федеральными законами.