Константы – это такие объекты программы, которые не изменяются в процессе ее выполнения. Существуют три вида констант: текстовые (строки), логические (ДА, НЕТ), арифметические (числа). Тип константы определяется ее записью.
Строка – это любая последовательность символов языка, ограниченная одиночными кавычками (апострофами). Понятие строки используется чаще всего для печати текстовых записей, однако ними могут выполняться некоторые операции. В случае если в состав строки необходимо включить символ одиночной кавычки, то этот символ печатается два раза подряд. Если между кавычками нет ни одного символа, то такая строка считается пустой и ее длина приравнивается нулю.
Примеры: ‘Turbo Pascal 7.0’
‘Н.Вирт – автор языка Pascal’
‘’
‘Две подряд кавычки ‘’ считаются в строке одним символом’
Логические константы принимают одно из двух логических значений: утвердительное – TRUE (ИСТИНА, или ДА) и отрицательное – FALSE (ЛОЖЬ, или НЕТ).
Числа могут представляться как целые и вещественные. Целое число изображается конечной последовательностью десятичных цифр и при необходимости снабжается знаком (например, 32 или -51). Вещественное число содержит в записи десятичную точку вместо запятой (например, -235.01). При представлении числа в показательной форме целый показатель степени со знаком или без него следует в строке цифр числа после буквы Е, заменяющей основание показателя. Например, запись числа имеет вид .
В Паскале используются четыре типа констант: текстовые (или строки), целые, вещественные, логические. Описать константу – значит указать ее имя и значение в разделе описания констант, который начинается с ключевого (зарезервированного) слова Const. Например,
Const
pi=3.14;
st=’Privet’;
Переменная – это объект программы, который может изменять свое значение в процессе выполнения программы.
Переменная определяется своим именем (идентификатором) и типом, определяющим длину внутреннего представления и действия, которые разрешается над ней (переменной) выполнять. Обращение к переменной осуществляется с помощью идентификатора. Имя переменной выбирает сам программист, из многообразия следует предпочесть идентификатор, имеющий мнемоническое значение, например, WATT или WT для электрической мощности, TIME для времени и т.д.
В зависимости от принимаемых значений (целых, вещественных и др.) переменные бывают разного типа: целыми, вещественными и др. Переменные, определяемые только своими идентификаторами, считаются простыми.
Введем следующие простые типы:
Тип
Описание
Integer
Целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта; диапазон возможных значений от –32768 до 32767; данные представляются точно.
Real
Вещественные данные, занимают 6 байт; диапазон возможных значений модуля от 2.9Е-39 до 1.7Е+38; точность представления данных – 11..12 значащих цифр.
Char
Символ, занимает 1 байт.
String[max]
Строка символов, занимает max+1 байт, где max – максимальное число символов в строке.
Boolean
Логический тип, занимает 1 байт и имеет 2 значения: false (ложь) и true (истина).
Все переменные, употребляемые в программе, описываются в разделе описания переменных Var (Variables – переменные) следующим образом:
Var
<имя переменной>:<Тип>;
Несколько однотипных переменных можно объединять в список, разделяя их запятыми. Например,
В данном примере переменная text1 – строка, максимальная длина которой 15 символов, а т.к. в описании строковой переменной text2 максимальная длина не указана, то компилятор установит для нее предельно допустимую в Паскале длину – 255 символов.