Сначала проанализируем форму представления текста программы.
В редакторе Турбо-Паскаля текст программы можно набирать строками по 126 символов, однако просматривать такую программу будет неудобно, поскольку экран текстового редактора вмещает не более 77 символов в строке. Рекомендуется длину строки назначать так, чтобы она была короткой и логически законченной.
При написании программы особое внимание следует уделять не компактности текста, а удобству его чтения, "читабельности". Для этого текст пишут не в один абзац, а выделяют логически связанные группы операторов, разнося участки текста по горизонтали.
Алфавит языка Турбо-Паскаль состоит из полного набора символов клавиатуры, при этом не различаются строчные и прописные буквы (компилятору безразлична высота букв). Пробел в Турбо-Паскале используется в качестве разделителя отдельных конструкций языка, поэтому слитное написание текста будет ошибочным.
В первой строке текста обычно объявляется имя программы. Для этого используется слово PROGRAM, которое не может далее использоваться в программе для других целей:
";" - этот разделитель в Паскале означает конец оператора или описания, его использование позволяет размещать несколько операторов в одной строке.
Во второй строке нашей программы находится раздел определения констант. В нем перечисляются используемые в программе константы и их значения. Слово "CONST" означает, что сразу за ним следует определение одной или нескольких констант. "Определить константу" значит указать ее имя и значение, которое не будет меняться на всем протяжении работы программы. Константа определяется так:
Const имя константы=значение;
Имя константы и ее значение разделяются знаком равенства.
После значения константы обязательно ставится точка с запятой. Значение константы должно оставаться неизменным в ходе вычислений. Попытка изменить значение константы будет расцениваться как ошибка. Константы бывают числовые, символьные и логические.
В третьей строке программы имеется слово "Var". Оно означает, что раздел определения констант закончился и начинается раздел описания переменных. Переменные используются в для хранения и передачи данных внутри программы. Каждая переменная, используемая в программе, должна быть описана, т.е. в разделе "Var" должны быть указаны имена переменных и типы хранимых в них данных:
Var имя переменной: тип переменной;
В Турбо-Паскале имя переменной должно начинаться с латинской буквы, состоять из латинских букв, цифр или знака подчеркивания "_". Имя должно состоять не более чем из 63 символов (больше не воспринимает компилятор). В имени переменной нельзя использовать пробел.
4.1.2. Идентификаторы
Идентификатор - это имя объекта программы. Объектами являются сама программа, модули, процедуры, функции, типы данных, метки, константы, переменные. К идентификаторам (именам) всех перечисленных объектов предъявляются те же требования, что и к имени переменной. Нельзя использовать один и тот же идентификатор для разных объектов. Например, нельзя использовать в программе переменную с именем, которое уже присвоено ранее какой-нибудь константе, процедуре, либо другой переменной. Не допускается использовать в качестве идентификаторов служебные слова, зарезервированные в языке Паскаль для других целей, например названия стандартных функций и процедур Паскаля.
4.1.3. Общая структура программ на языке Паскаль
Программы на Паскале имеют такой общий вид:
ProgramИмя программы
Раздел описаний
Begin
Раздел операторов
End.
Слова PROGRAM, BEGIN и END выделяют 2 части программы: раздел описаний и раздел операторов. Такая структура обязательна. Любой объект, используемый в программе, должен быть учтен в разделе описаний. Иными словами, в разделе описаний должны быть перечислены имена всех используемых в программе меток, констант, нестандартных типов данных, переменных. Кроме того, в разделе описаний приводятся тексты функций и процедур. Раздел операторов - это основная часть программы, здесь содержатся команды, составляющие программу.
Программа, написанная по правилам стандартного языка Паскаль, должна иметь в своем полном варианте (когда в ней задействованы все виды программных объектов) следующую структуру: