Архитектурный макет — это объемное изображение здания или комплекса сооружений. Учебный макет — это, прежде всего, объем, помогающий организовать пространство в трех измерениях. Специфика деятельности архитектора требует от него особого восприятия и понимания пространства: архитектор в процессе творчества все время отбирает и анализирует в воображении образы будущего сооружения, комбинирует формы и их элементы. Человек с детских лет растет и развивается в предметной среде, и привычное представление об окружающих его вещах складывается из восприятия объемных форм. Восприятие макета как объемной формы естественно. Макет ближе к реальности, обладает большей наглядностью, нежели плоское изображение, и потому более доходчив. Логика развития процесса восприятия такова, что все последующие характеристики предмета (а это поверхность, контур, линия, масса, пропорции, соотношения и т. д.) возникают в процессе обучения, с возникновением аналитического мышления. В психологии пространственное мышление рассматривается как специфический вид мыслительной деятельности, который протекает в образной форме, в отличие от теоретического, представляющего цепь логических рассуждений. Развитие объемно-пространственного мышления начинается с развития пространственных представлений, которые формируются чувственным познанием окружающего. Особенность чувственного образа — это связь с внешним пространством. Установлено, что пространственные представления формируются в процессе действий, работы, деятельности, что именно предметно-практическая деятельность легче прочих изменяет самого «познающего». Поэтому макетирование играет огромную роль в развитии объемно-пространственного мышления, и именно сам процесс макетирования в большей мере, чем результат. Работая над объемной композицией, определяя ее пропорции, проверяя равновесие, тектонику, динамику или статику, массивность или легкость, мы меняем точки зрения, поворачиваем и осматриваем макет со всех сторон. Глаз включается в движение прослеживания, в мозгу фиксируются последовательные образы, из которых складывается восприятие рабочих стадий макета — т.е., идет процесс творческого поиска. Бумага, которая главным образом используется для чертежа, в макете в определенной мере имитирует конструктивные свойства строительных материалов. В различных своих состояниях бумага по-разному воспринимает нагрузку. Изогнутая, гофрированная, покоробленная, свернутая, она обладает различной степенью упругости. Созданные с учетом этих свойств макеты-структуры помогают понять работу открытой конструкции, отражая важную тенденцию современной архитектуры — использование конструкции в художественном образе здания.
Таким образом, макетирование в бумаге развивает конструктивное мышление. Большое значение придается также технике изготовления модели: точно и красиво сделанный макет развивает вкус и навыки работы с материалом. Макет в процессе работы — это модель в действии, модель динамическая, она заранее не запрограммирована. Макет-эскиз на всех стадиях своей готовности несет зрительную информацию, направляя ход мыслей, рассуждений, смену образов. Макет в совокупности с ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные средства, которыми оперирует архитектор, открывает возможность более полного и правильного зрительного восприятия архитектурного замысла. Являясь объемно-пространственным выражением архитектурной идеи, макет в то же время как бы объединяет в себе отдельные особенности ортогональных проекций, позволяя полнее представить вертикальные проекции — фасады и разрезы; и горизонтальные — планы. В макете возможно создание объема, пространства, возможна проверка объемно-пространственного решения и пробный взгляд извне. Эти свойства макета и позволяют использовать его не только на завершающем этапе проектирования, но и, главным образом, в самом процессе выработки проектного решения.