русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Распознавание букв алфавита.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1406; Нарушение авторских прав


P = ...

Задача классификации.

Классификация и категоризация.

В случае, когда выходное признаковое пространство представляет собой дискретный перечень из двух или более групп данных, задачей нейронной сети является отнесение входных векторов к одной из этих групп. В этом случае говорят, что нейросетевая система выполняет классификацию или категоризацию данных.

Эти две интеллектуальные задачи, по-видимому, следует отличать друг от друга. Термин класс можно определить, как совокупность предметов или понятий (образов), выделенных и сгруппированных по определенным признакам или правилам. Под классификацией мы будем понимать отнесение некоторого образа к классу, выполняемое по этим формальным правилам по совокупности признаков. Категория же (если отвлечься от специфического философского характера этого понятия) определяет лишь некоторые общие свойства образов и связи между ними. Задача категоризации, т.е. определения отношения данного образа к некоторой категории, гораздо менее определена, чем задача отношения к классу. Границы различных категорий являются нечеткими, расплывчатыми, и обычно сама категория понимается не через формальное определение, а только в сравнении с другими категориями. Границы классов, напротив, определены достаточно точно - образ относится к данному классу, если известно, что он обладает необходимым числом признаков, характерных для этого класса.

Итак, задачей систем-классификаторов является установление принадлежности образа к одному из формально определенных классов. Примерами такой задачи является задача классификации растений в ботанике, классификация химических веществ по их свойствам и типам возможных реакций, в которые они вступают, и другие. Формальные признаки могут быть определены посредством правил типа “если..-то..”, а системы, оперирующие с такими правилами, получили название экспертных систем. Традиционной областью применения классификаторов на нейронных сетях является экспериментальная физика высоких энергий, где одной из актуальных задач выступает выделение среди множества зарегистрированных в эксперименте событий с элементарными частицами событий, представляющих интерес для данного эксперимента.



Проблема категоризации находится на ступеньку выше по сложности в сравнении с класиификацией. Особенность ее заключается в том, что помимо отнесения образа к какой-либо группе, требуется определить сами эти группы, т.е. сформировать категории.

В случае обучения с учителем (например, в персептроне) формирование категорий происходит методом проб и ошибок на основе примеров с известными ответами, предоставляемыми экспертом. Формирование категорий весьма напоминает процесс обучения у живых организмов, поэтому обычно эксперта называют “супервизором” или учителем. Учитель управляет обучением при помощи изменения параметров связей и, реже, самой топологии сети.

Задачей системы-категоризатора является формирование обобщающих признаков в совокупности примеров. При увеличении числа примеров несущественные, случайные признаки сглаживаются, а часто встречающиеся - усиливаются, при этом происходит постепенное уточнение границ категорий. Хорошо обученная нейросетевая система способна извлекать признаки из новых примеров, ранее неизвестных системе, и принимать на их основе приемлемые решения.

Пусть есть некоторый объект, который характеризуется несколькими параметрами p1..pN. Пусть также есть Mклассов объектов, C1...CM. Мы наблюдаем объект и можем рассчитать или измерить его параметры. Вектор pхарактеризует наблюдаемый объект:

       
   


p1

pN

На основании вектора pмы должны решить, к какому классу отнести объект, т.е. выбрать Ci, к которому принадлежит объект, характеризуемый набором параметров p.

Решение задачи можно представить в виде вектора:

с1

c = ...

cM

и выполняются условия:

0 ≤ c m ≤ 1 и Mm=1 cm = 1 (1)

Здесь c m— вероятность, с которой объект относится к классу C m. Если рассматривать c mкак вероятности, то должны выполняться условия (1). К примеру, c1 = 0,9, c2 = 0,1означает, что объект

с данным набором параметров pс вероятностью 0,9 относится к классу C1 и с вероятностью 0,1 — к классу C2.

Если создать МСП с N входами и M выходами и обучить его давать на выходе вектор c, когда на вход подается p, то мы решим поставленную задачу.

Сеть строит отображение P Cв процессе обучения. Целиком извлечь это отображение сеть не позволяет, но можно получить произвольное количество пар (pc), связанных отображением. Для произвольного вектора pна входе мы можем получить вероятности принадлежности к классам на

выходе.

Почему на выходе будут получены именно вероятности cmи будут ли выполняться условия (1)?

Если обучение прошло успешно, то мы наверняка получим на выходе что-то похожее на вероятности. Это определяется алгоритмом обучения. Но чаще всего оказывается, что компоненты выходного вектора могут быть меньше 0 или больше 1, а второе условие (1) выполняется лишь приблизительно:

Mm=1 cm1

 

Неточность — следствие аналоговости нейронных сетей. Большинство результатов, даваемых нейросетями, неточно. Кроме того, при обучении сети указанные условия, накладываемые на вероятности, не вводятся в сеть непосредственно, а неявно содержатся во множестве данных, на которых обучается сеть. Это — вторая причина некорректности результата.

Такой способ формализации — не единственный, но один из удачных. Можно обучить сеть и подругому. Пусть у сети только один выход, и пусть его смысл — номер класса mдля вектора p, предъявленного на входе. Следовательно, сеть обучается зависимости m(p).

Если обучение прошло успешно, то когда на вход сети подан вектор p, характеризующий объект, на выходе будет получено число m, и нами принимается решение о принадлежности pк классу Cm.

Будем представлять буквы в виде точечных изображений



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры формализации задач | Прогнозирование одномерной функции


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.