Редуктор высокого давления. Редуктор предназначен для уменьшения и стабилизации давления сжатого газа. Корпус редуктора и детали клапанного механизма изготовлены из латуни. Алюминиевый колпак крепится к корпусу с помощью накидной гайки. На входе перед клапаном установлен металло-керамический фильтр, закрепленный на седле с помощью колпачковой гайки. Сжатый газ в полость высокого давления редуктора поступает через штуцер и клапан . Клапан открыт под действием усилия пружины (на опорной шайбе ), которое через диск, мембрану и толкатель передается на клапан (через штуцер) до тех пор, пока давление газа под мембраной не уравновесит усилие пружины. В этом случае клапан по мере перемещения вверх толкателя по направляющей закрывается под действием пружины.
Снижение давления газа в редукторе происходит вследствие его расширения при прохождении через зазор между клапаном и седлом в полость рабочего давления со штуцером. При давлении более 1,2 МПа редуктор автоматически поддерживает заданное давление. При снижении давления менее 0,8 МПа клапан редуктора остается полностью открытым.
При дальнейшем снижении давления в рабочей камере до 0,45 МПа срабатывает электрический датчик, размещенный на корпусе редуктора. Если рабочее давление по каким либо причинам превысит 1,7 МПа, срабатывает предохранительный клапан, состоящий из крышки , пружин, контргайки и корпуса. Аварийный выброс газа происходит через штуцер и далее через трубку.
Подогреватель газа. Функции подогревателя газа для исключения образования ледяных пробок в полостях редуктора высокого давления выполняет кронштейн крепления этого узла к передней стенке кабины водителя. Для этой цели к дополнительному кронштейну приварена стальная трубка, в которую по шлангу поступает горячая жидкость из системы охлаждения двигателя через кран отопителя кабины. Редуктор высокого давления крепится к кронштейну за хвостовик корпуса с помощью зажимного соединения.
Шланг (рассчитанный на рабочее давление до 1,6 МПа), идущий от электромагнитного клапана к двухступенчатому редуктору низкого давления, имеет аналогичную конструкцию, что и шланг на автомобиле ЗИЛ-431810, работающем на сжиженном углеводородном газе. Отличие состоит только в общей длине и углах разворота металлических конусных трубок этих шлангов
Газовое топливное оборудование начинается с редуктора-испарителя, по устройствуРазгрузочное устройство диафрагменно-пружинное, вакуумного типа, служит для автоматического пуска газа и прекращения его подачи при остановке двигателя. В нем имеется полость, соединенная через вакуумный штуцер с вакуумной трубкой, врезанной во впускной коллектор или карбюратор за дроссельной заслонкой. В разгрузочное устройство передается разрежение не менее 450 Па, которое регулирует степень открытия клапана второй ступени. Диафрагма начинает прогибаться, сжимая пружину (двигатель работает на холостом ходу). При исчезновении вакуума под воздействием пружины, усилие которой передается на рычаг и клапан второй ступени, обеспечивается при неработающем двигателе его закрытие.
Для извлечения разгрузочного устройства из РНД снимают переднюю крышку, вынимают диафрагму второй ступени, снимают предохранительный щит , отвернув два винта, а затем снимают рычаг клапана. Для разборки разгрузочного устройства отворачивают еще винта, после чего все детали (накладное кольцо, уплотнительная прокладка, диафрагма, пружина) свободно вынимаются.
Для обеспечения надежного пуска двигателя на редукторе установлен электромагнитный клапан, корпус которого крепится к корпусу редуктора с помощью переходника и уплотняется прокладкой.
Редуктор-испаритель представляет собой автоматический регулятор давления диафрагменного типа с рычажной передачей от диафрагмы к клапанам.
Редуктор предназначен в первую очередь для ступенчатого снижения давления газового топлива, поступающего из баллона к смесителю. Он поддерживает на выходе постоянное давление, близкое к атмосферному, а при работе на сжиженном газовом топливе (СНГ и СПГ) преобразует жидкую газовую фазу в парообразное состояние для подачи газа в необходимом количестве в смеситель. Для компенсации тепловых потерь при испарении газа и Газовое топливное оборудование начинается с редуктора-испарителя, по
судить об уровне совершенства всей системы в целом.