Фильтры тонкой очистки служат для очистки масла от мельчайших
механических примесей и устанавливаются параллельно главной масляной
магистрали. Обычно (Д-38, Д-54А, КДМ-100, ГАЗ-51, ЗИЛ-104А и др.) часть
масла, направляется через фильтр тонкой очистки, откуда очищенное масло
возвращается в картер. Иногда устанавливается только один фильтр — тон-
кой очистки, через который проходит только часть масла, подаваемого насосом. Фильтрующие элементы тонкой очистки изготовляются бумажные, кар-
тонные, нитяные из хлепчатобумажных ниток и др.
Для получения большей компактности и для упрощения ухода за фильтром у многих двигателей фильтры грубой и тонкой очистки выполняются
в одном агрегате. Реактивные масляные центрифуги. В настоящее время широкое распространение на автотракторных двигателях получили специальные механизмы для очистки масла — реактивные масляные центрифуги. Часто они
устанавливаются параллельно фильтру грубой очистки (Д-40, Д-48, Д-54А
и др.) и предназначены для тонкой очистки масла. На некоторых тракторных двигателях (Д-14, Д-20, Д-28, Д-37М, Д-50) вместо фильтров грубой и
тонкой очистки устанавливается одна реактивная масляная центрифуга или
одна масляная центрифуга с механическим приводом (Д-ЗОБ).
Топливоподкачивающий насос низкого давления предназначен для подачи топлива из топливного бака к впускной полости насоса высокого давления через фильтры грубой и тонкой очистки. Топливоподкачивающий насос поршневого типа приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала насоса высокого давления.
Насос установлен на задней крышке регулятора и приводится от эксцентрика кулачкового вала топливного насоса высокого давления.
Насос низкого давления дизеля КамАЗ-740 работает следующим образом. При опускании толкателя поршень под действием пружины движется вниз. При этом в полости создается разрежение и впускной клапан, сжимая пружину, перепускает топливо в эту полость по топливопроводу от фильтра грубой очистки. Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости вытесняется к топливному насосу высокого давления (ТНВД).
При движении поршня вверх под давлением предварительно поступившего топлива закрывается впускной клапан и открывается выпускной клапан. В этом случае топливо из полости через перепускной канал поступает в полость и при последующем перемещении поршня вниз вышеописанный цикл работы насоса повторяется. При различных режимах работы дизеля постоянное давление в перепускном канале достигается переменным ходом поршня, обеспечиваемым специально подобранной пружиной. На режимах частичных нагрузок дизеля при малых расходах топлива в полости возникает давление и поршень не совершает своего полного хода, поэтому шток толкателя частично перемещается в холостую.
К фланцу насоса низкого давления крепится насос ручной подкачки топлива, который служит для заполнения системы питания топливом и удаления из нее воздуха после проведения ремонтно-профилактических работ или длительной стоянки автомобиля. В системе питания дизелей КамАЗ установлен второй насос ручной подкачки топлива аналогичного типа, который крепится через кронштейн к картеру сцепления. Этот насос позволяет подкачивать топливо без опрокидывания кабины, что создает значительные удобства при пуске двигателя в условиях эксплуатации автомобилей.