ТЕРМОСТАТ установлен в отводящем патрубке рубашки охлаждения. Он состоит из корпуса, клапана, связанного с ним стержня и гофрированного баллона. Все эти детали изготовлены из латуни. Внутри гофрированного баллона находится смесь спирта с водой — легкокипящая жидкость. Пока двигатель холодный, клапан термостата закрыт и находящаяся в рубашке охлаждения вода не может пройти в радиатор. Как только вода нагреется, спирт, наполняющий гофрированный баллон термостата, начнет испаряться, давление внутри баллона повысится, и баллон, растягиваясь по высоте, откроет клапан термостата . После этого вода поступает в радиатор для охлаждения. Начало открытия клапана термостата происходит при температуре воды около 80°С, а при температуре 90°С клапан термостата открывается полностью и вода беспрепятственно циркулирует в системе охлаждения. Если температура в системе охлаждения понизится, то клапан термостата вновь закроется и не пропустит воду в радиатор, пока она не достигнет установленной температуры.
В современных автомобилях двигатель охлаждается посредством жидкости, а система охлаждения имеет незаменимый прибор под названием термостат. Он обычно установлен между радиатором и двигателем. Диаметр термостата в большинстве автомобилей не больше 6 см. Главной задачей термостата является блокировка потока охлаждающей жидкости в радиатор, пока температура двигателя не достигнет определенного уровня. Иными словами, пока двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигает рабочей температуры 95 градусов, термостат открывается. Он позволяет двигателю прогреться быстрее, тем самым уменьшает износ и вредные выбросы. Чтобы наглядно посмотреть, как работает термостат, положите его в кастрюлю с водой и нагревайте постепенно воду. Когда температура воды максимально приблизится к температуре кипения, в термостате примерно на 2 см откроется клапан. Этот эксперимент лучше провести с новым термостатом. Термостат изготовлен из меди и латуни. Маленький цилиндр, повернутый в сторону двигателя. В этом цилиндре шарик из искусственного воска, который начинает плавится при температуре 85 градусов Цельсия. Воск выбран из-за его способности под действием тепла переходить из твердого состояния в жидкое и при этом значительно расширяться. В цилиндр с воском вставлен штырь, соединенный с клапаном. Когда начинает плавится воск, он расширяется и выталкивает из цилиндра штырь, открывающий при этом клапан. Термостат открыт и через него проходит охлаждающая жидкость в радиатор для дальнейшего охлаждения. При отключении двигателя, термостат остывает, и воск в нем снова застывает. Термостат — мелкая, но очень важная деталь в автомобиле. Неработающий термостат не пропускает охлаждающую жидкость, в результате чего двигатель перегревается. Термостат выходит из строя по разным причинам, но самая простая и распространенная — это коррозия. При постоянно открытом клапане охлаждающая жидкость будет непрерывно проходить через радиатор, и двигателю потребуется больше времени, для достижения рабочей температуры. Если термостат будет все время закрыт - это прямая дорога к быстрому перегреву двигателя и дальнейшее продолжение движения противопоказано, пока не будет заменен термостат. Стоимость нового термостата невелика. Его рекомендуется менять на новый каждые два года. Для проверки работоспособности термостата, надо разогреть двигатель, но так, чтобы стрелка температурного датчика едва не доходила до красного сектора. Затем глушите двигатель, открывайте капот и находите верхний и нижний шланги радиатора. Осторожно дотроньтесь до шлангов, так как они могут быть очень горячими. Если при прогретом двигателе один шланг горячий, а другой холодный - это первый признак того, что клапан термостата не открылся и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат под замену. При замене термостата, выбирайте тот, что с наименьшей температурой открывания клапана, чтобы подстраховаться от перегрева двигателя.