Пространственная композиция характеризуется главенством пространства над элементами которые его организуют. Для данного типа композиции качество пространственного решения имеет не меньшее значение, чем качество самих элементов. В пространственной композиции элементы могут располагаться и, соответственно, восприниматься зрителем по вертикальной, фронтальной и глубинной координатам. В последнем случае композиция называется глубинно-пространственной (рис. 1.12). Она воспринимается при движении зрителя в главном направлении (к алтарю).
Пространственная композиция характерна для интерьера, архитектурных и садово-парковых ансамблей, зон отдыха. Она является наиболее сложной из всех видов композиции, так как кроме композиционного решения отдельных элементов требует соблюдения закономерности их организации в единое композиционное целое.
В архитектуре композиции пространства по принципу их организации подразделяют на два вида:
• пространства, которые организуются вокруг одного элемента или группы элементов (так называемые неограниченные пространства);
• пространства, ограниченные по периметру. В организации неограниченного пространства участвуют архитектурный элемент или группа элементов (монумент, скульптура и др.), собственно пространство и основание, на котором композиция размещается. Характер пространственной композиции зависит от особенностей основного композиционного элемента (группы), поверхности основания и взаимодействия всех элементов. Мебель (кроме садово-парковой) в неограниченном пространстве участия не принимает. Зато она является важнейшим элементом композиций с ограниченным пространством. Кроме мебели в организации таких пространств участвуют поверхности пола и перекрытия, а также элементы, ограничивающие пространство по периметру.
На практике поверхности пола (основания) и перекрытия традиционно применялись плоскими и параллельными между собой (ил. 7, 8). Однако в последние десятилетия в связи с тенденцией к более полному использованию внутреннего пространства зданий, особенно в садовых домах и коттеджах, часто применяются наклонные стены и перекрытия, а иногда и двухуровневые основания (ил. 9).
4.3 Средства композиции.
Композиция (от лат. Composition – составление, соединение) – это научная дисциплина, которая излагает закономерности и раскрывает специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.
Теория композиции в технике базируется на категориях, которые выражают наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений.
Такими категориями являются:
1. Формат вертикальный – трактуется как акцент, придает композиции ощущение стройности, возвышенности.
2. Формат горизонтальный – трактуется как покой, поэтому горизонтальный формат используется как статический, для передачи спокойного действия.
3. Формат круг (квадрат) – используется для уравновешенных статичных композиций.
4. Ритм – это равномерное чередование размерных элементов (спокойный ритм), это порядок сочетания линий, объемов, плоскостей (спокойный, беспокойный, направленный).
5. Равновесие – это состояние формы объекта при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие вызывает чувство покоя, уверенности, устойчивости, целостности. Равновесие является условием правильного восприятия композиции.
6. Статичность – это состояние покоя, равновесия в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и ось симметрии.
7. Динамичность – это стремительность формы, динамичность делает композицию броской, активной, заметной. В динамичной композиции всегда присутствует ощущение движения.
8. симметрия – это принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно оси, плоскости, центра.
9. Асимметрия – это принцип организации композиции, которая основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Ось симметрии отсутствует.
10.Контраст – это резко выраженная противоположность по форме, фактуре, цвету. Нюанс – это едва заметный переход или оттенок по цвету, форме, фактуре.
11.Масштаб и масштабность – это соразмерность или относительное соответствие формы предмета размерам человека. Восприятие величины предметов возникает только при сопоставлении их друг с другом.
12.Пропорция – это соотношение частей целого между собой и к целому.
13.Тектоника – это особенности взаимного расположения частей объекта и соотношение его формы и пропорции. Это устойчивость или неустойчивость самой геометрии объекта.
Композиция «держит» пространство, организует его и подчиняет законам композиции. К этим законам можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища (в древнем Риме – внутренний дворик – атриум, в Средневековье – камин). Как правило, при планировании жилища выделяется его смысловой центр (гостиная, столовая), у каждой комнаты должен быть свой композиционный центр.