По признаку пространственного расположения формы и в зависимости от характера ее восприятия зрителем выделяют три основных вида объемно-пространственной композиции: фронтальную, объемную и пространственную.
Фронтальная композиция.Она характеризуется развитием формы по горизонтальной и вертикальной координатам при подчиненной глубинной. Фронтальная композиция воспринимается при движении зрителя по направлению к ней или вдоль нее. В мебели примером фронтальной композиции является вид предмета спереди. В архитектуре это фасады зданий, обращенные к улице или площади.
В приведенных примерах имеет место и третья, глубинная координата. В наборе мебели она выявляется шириной крышки нижних тумб, а в здании — нижней стороной крыши над балконом. Но видимые размеры этих элементов незначительны по сравнению с горизонтальными и вертикальными и в композиции имеют второстепенное .значение.
В корпусной мебели преобладают прямолинейные щитовые детали, которые являются наиболее типичными для фронтальной композиции. Часто применяются одинаковые щитовые элементы, обусловленные унификацией и такими композиционными средствами формообразования, как симметрия и метрические повторы. Они, как правило, и создают активные фронтальные композиции. Однако при их построении не исключается также использование элементов других очертаний — объемных, прямолинейных, криволинейных.
С целью повышения пластичности композиционных решений используют различные варианты расположения отдельных элементов — с интервалом, поворотом, со смещением по высоте, глубине, с искривлением формы и образованием различных сочетаний. При этом необходимо учитывать, что подобные приемы активизируют пространство, развивают глубинную координату и в конечном счете могут нарушить условие фронтальности или вовсе разрушить фронтальную композицию, превратив ее в другой вид. На ил. 2 показан фрагмент набора мебели для общей комнаты, в котором элементы разобщены пространством и переводят фронтальную композицию в объемную. Показанный на ил. 3 набор корпусной мебели выполнен с поворотом, в результате композиция также стала объемной. Этому способствуют и открытые емкости, которые зрительно усиливают глубинную координату в композиции
Объемной композицией считается такая, которая имеет равномерное развитие формы по трем координатам или с преобладанием вертикальной и горизонтальной, но при самостоятельном значении — и глубинной (ил. 4, 5). Для объемной композиции характерна (но не обязательна) замкнутость формы. Такая композиция воспринимается при движении зрителя вокруг нее.
Композиция любого предмета мебели или архитектурного сооружения обладает и объемом и плоскостями, но при определении ее вида учитывается, какой признак является доминирующим. Так, если дом (см. ил. 2) изображен с фасадной стороны и композиция его является фронтальной (хотя элементы объемности в ней также имеются), то дом, показанный на ил. 6, воспринимается явно в трехмерном измерении и его композиция объемная. Таким образом, на вид композиции часто влияет положение зрителя. Это наглядно подтверждает и пример композиции шкафа (см. ил. 5). Стоит зрителю немного переместиться и расположиться перед фасадом данного изделия, как глубинная координата исчезнет и будет восприниматься только плоскость, т. е. явная фронтальная композиция.
Объемная композиция в мебели, как и в архитектуре, может представлять собой замкнутый объем (см. ил. 5), когда форма — как бы одно геометрическое тело или сопряжение из различных или одинаковых тел.
Второй тип объемной композиции — когда пространство проникает в изделие, выделяя объемы связанных между собой элементов (см. ил. 3).
Третий тип объемной композиции представляет собой случай, когда внешнее пространство разделяет форму одного изделия или набора на самостоятельные композиционные элементы (см. ил. 2). Используя данный тип композиции, необходимо соблюдать условие, чтобы форма всего изделия (набора) была целостной и подчинялась общему архитектурно-художественному замыслу.
Выявление объемной формы может проводиться.с использованием различных приемов: вертикальных и горизонтальных членений с прямолинейными, криволинейными и ломаными очертаниями; сопоставлений материала и пространства; контрастных сопоставлений отдельных элементов. Активным средством усиления выразительности объемной композиции являются цвет, фактура и текстура поверхности. В процессе работы над композицией одновременно может использоваться не один, а несколько указанных приемов.