Исходной точкой определения равновесия композиции является оптический центр. Оптический центр находится примерно на 1/8 выше физического центра, или на расстоянии 5/8 от нижней границы композиционной плоскости.
Равновесие – это расположение элементов композиции: левая часть относительно правой, верхняя часть относительно нижней, разделенных оптическим центром. Существует два вида равновесия: формальное и неформальное.
1. Формальное равновесие.
Абсолютная симметрия, при которой парные элементы по обеим сторонам оси симметрии имеют одинаковый оптический вес. Такое равновесие используется, когда нужно подчеркнуть достоинство, стабильность и консерватизм образа.
2. Неформальное равновесие.
Размещая элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности при затененности на разных расстояниях от оптического центра можно достичь визуального равновесия. Точно также, как на качающейся доске, объект с большим оптическим весом вблизи центра может быть уравновешен объектом с малым оптическим весом, расположенным дальше от центра. В большинстве рекламных объявлений используется неформальное равновесие, т.к. оно делает рекламу более интересной, образной и эмоционально насыщенной.
Принцип построения объявлений, благодаря которому внимание читателя перемещается по объявлению в нужную сторону (в нужной последовательности), называется перемещением. Это достигается целым рядом приемов.
1. В объявлении могут быть изображены люди или животные, следуя взгляду которых глаз читателя перемещается на следующий важный элемент объявления.
2. Механические приспособления, такие, как указательный палец, прямоугольник, линия или стрелка (в ТВ передвижения актеров или камеры, изменение мизансцены) переводит внимание с одного элемента на другой.
3. Комиксы или картинки, расположенные в определенной последовательности, заставляют начинать чтение сначала и продолжать его в нужной последовательности, чтобы понять суть сообщения.
4. Использование пробелов и цвета выделяют текстовую часть или иллюстрацию. Взгляд будет переходить с темного элемента на светлый, с цветного на не цветной.
5. Может быть использована привычка читателя начинать чтение с левого верхнего угла страницы и продолжать зигзагообразно до нижнего правого угла.
6. В первую очередь привлекают внимание элементы большего размера, доминирующие на странице, и только потом - более мелкие.