является качеством поверхностной структуры рисунка, она зависит от фактического строения поверхности объекта, но ощущается глазом, а не рукой. Текстура образуется скоплением малых частичек в определенную систему, визуальный характер которой зависит от всего этого скопления в целом.
Характер текстуры изменяется в зависимости от структуры ее отдельных элементов и промежутков между ними, зависит текстура и от того, каков закон распределения этих элементов – случайный или регулярный.
Текстуры бывают абстрактные, символические или описательные. Как и другие формы, текстуры могут отличаться друг от друга светлотой (тоном).
Какой бы ни была форма фигуры, для ее существования необходима некоторая поверхность, или плоскость рисунка. Физически плоскость рисунка – это просто плоская поверхность листа, на который наноситься рисунок, но в зрительном восприятии она функционирует как трехмерное пространство, что следует учитывать в процессе отображения визуальной информации. Восприятие страницы как воображаемой плоскости, стеклянной панели обеспечивает пространственную ориентацию элементов фигуры, благодаря чему можно представлять себе фигуру, расположенной не только в плоскости рисунка, но и за ней. В результате добавления нового измерения – глубины – увеличивается содержательность рисунка. Глубина не всегда необходима, но она всегда повышает выразительность рисунка. Как искусственный образ, рисунок неизбежно вызывает работу воображения, и, чтобы образ проник в сознание, необходимо лишь, чтобы он связывался с привычным пространственным ориентиры. Можно и избежать отображения глубины, если не давать этих пространственных ориентиров. Это значит, что пространственные свойства в графической фигуре определяется формой, которая их организует. Таким образом, элементы формы должны конструироваться не только с учетом их индивидуальных смысловых значений, но и с учетом того пространственного порядка, в котором они соотносятся между собой в составе единого, связанного образа. На практике пространственная организация может быть плоской (одноплановой), многоплановой или непрерывной (объемной) в зависимости от пространственной задачи.
Имеется тогда, когда форма полностью располагается в плоскости рисунка и является, таким образом, плоской как по структуре, так и по расположению. Плоское пространство как двумерная композиция воплощается лучше всего посредством такой организации форм, в которой отсутствуют признаки трехмерного пространства. Тогда формы кажутся скорее объектами на странице, чем образами в ней. Имеются различные способы «удержания» формы на плоской поверхности во избежание смысловых неясностей, которые могли бы возникнуть при восприятии определенных фигур, если их элементы были бы пространственно разобщены.
1. Использование форм, напоминающих фронтальную плоскость, т.е. форм, главные очертания которых состоят из прямых, а не изогнутых или наклонных линий.
2. Соединение сходных форм вдоль общей для них границы без взаимного наложения или разрыва.
3. Присоединение несходных форм «встык», без наложения или разрыва.
4. Ассоциация параллельности, достигаемая изображением символов или объектов в соответствии с реальным соотношением их размеров.
5. Одинаковые размеры или масштабы изображения форм разнородной физической структуры.
6. Единовременный характер краев, соответствующий одинаковой фокусировке зрения; при неодинаковой резкости краев возникает ощущение различной удаленности предметов.
7. Равномерная или однообразная текстура, чтобы избежать впечатления об изогнутости поверхности.