При конструировании графической иллюстрации необходимо, прежде всего, знать, какие конструктивные элементы имеются в нашем распоряжении, каковы их возможности и ограничения. Уже самый общий анализ показывает, что форма характеризуется пятью основными элементами: точкой, линией, плоской формой, цветом и текстурой. Эти элементы составляют словарь форм, который используется для графической подачи информации.
Конструирование образа должно совершаться с полным осознаем всех ресурсов формы, которые могут быть использованы для достижения максимальной выразительности. Эффективное графическое высказывание требует наличия выразительного словаря форм, включающего весь набор от точки и линии до плоских форм (геометрических фигур), цветового тона и текстуры.
Как изобразительный элемент она характеризуется концентрацией форм или зрительного восприятия в некотором центре, который привлекает и фиксирует зрительный фокус.
В графической практике точка может иметь различные размеры, форму и цветовой фон. Она может выступать также в качестве символа, изображающего какой-то специфический объект или идею. Точке может быть придана сложная форма, и она может быть увеличена, чтобы облегчить ее обнаружение или усилить впечатление. Как зрительный центр точка может быть изображена в виде кружка или как пересечение линий, не будучи представлена никаким физическим объектом. Буква и цифры как части графического изображения часто воспринимаются визуально как точки.
Есть одномерное образование и указывает направление. Как элемент формы линия может применяться так же для изображения траектории или маршрута, для обозначения границ или делений.
Линейная форма может варьироваться по толщине, длине, структуре, характеру, насыщенности и направлению. Главное свойство линии – ее способность указывать направление. В этой роли она может обозначать, например, движение. Линии могут быть точечными или прерывистыми. Совокупность отрезков или точек такой линии воспринимается глазами как единая линейная форма. Линия может иметь какой-то символический смысл. Изменяясь по толщине, линия может указывать на изменение обозначаемой ею величины. Слова и предложения, как визуальные элементы могут образовать линии.
Фигура (плоская форма)
Двумерное образование. Занимаемое ею пространство совпадает с плоскостью рисунка. Фигура используется для обозначения контура, площади, очертания, обрамления или краев.
Фигуры характеризуются строением своих краев, различаются по размерам, по распределению насыщенности их частей, по положению в окружающем пространстве, а также по правильности (или не правильности) очертаний. Плоская форма может быть сплошной, например, закрашенной в черный цвет, или иметь только контур. Ограниченное фигурой пространство может образовать с окружающей средой еще одну, так называемую «негативную», плоскую форму. Сочетание слов и чисел могут восприниматься как плоская форма. При наличии ассоциативных признаков плоские формы могут восприниматься и как символы. Несколько фигур могут, сочетаясь в группу, вызывать представление о большой плоской фигуре.
Качество, которое относиться к степени его светлоты или темноты. При отсутствии цвета (красного, желтого, синего или другого) тон, или степень светлоты, становиться просто оттенком серого.
В графике впечатления серого создается концентрацией маленьких пятнышек, которые при рассмотрении их с некоторого расстояния сливаются с разделяющими их белыми промежутками. Результирующий воспринимаемый глазом оттенок серого зависит от соотношения размеров и плотности этих точек (растр).
В качестве фона для групп связанных элементов или для деталей фигуры полезно использовать очень светлые тона. Светлые оттенки более четко выявляют площадь или структуру, на которую наносятся черным цветом значимые формы. Светло-средние оттенки достаточно весомые для описания деталей формы и в то же время достаточно светлы, чтобы на них нанести темные формообразующие элементы. Средние оттенки можно использовать для выявления тонких особенностей формы или для показа крупных «обращенных», т.е. имеющих обратный контраст, форм (светлая форма на темном фоне). Темно-средние оттенки, используемые в качестве фона, обеспечивают достаточный контраст для восприятия малых светлых или второстепенных черных форм. Темные и очень темные оттенки используются в сочетании с другими, когда для дифференциации деталей требуется широкая градация оттенков.