АНАЛИЗ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОЕКТИРУЕМОГО РАЙОНА
1 тип района
2 период застройки
3 ландшафтные особенности
4 функциональные зоны
5 композиционные оси
6 ткань города
7 историко-культурный каркас
8 цвет по зонам
9 акценты
Проектирование колористики города целесообразно включить в общую систему архитектурно-градостроительного проектирования и рассматривать с точки зрения этой системы как целостное объемно-пространственное и цветовое проектирование. Поэтому необходимо создание соответствующего проектного языка, отечественной цветовой системы, технических средств проектирования, необходимо воспитание архитектора-колориста, наконец, официальное признание колористики как интегрального элемента объекта проектирования.
Разработку концепции колористики города следует осуществлять в соответствии с совокупностью факторов. Это основополагающее условие предлагаемой методики. Комплексность предполагает оценку и установление последовательности факторов по их значимости, выявление связей между ними, фиксацию их параллельного действия или противодействия. Влияние отдельных факторов в каждом конкретном городе имеет различный удельный вес. Например, в новых сибирских городах, где ещё не существует цветовых традиций, превалируют природно-климатические факторы, а в городах исторических, например, в Ярославле, со сложившейся застройкой, наиболее важны факторы градостроительной структуры и исторической полихромии.
Развитие цветовой культуры после длительного господства архитектурного ахроматизма характеризуется стремлением к яркой полихромии. Точно так же развитие цветового поля города ведет к усилению полихромии.
Этапы цветового проектирования целесообразно связать с основными стадиями, принятыми в системе архитектурно-градостроительного проектирования: районная планировка, генеральный план, проект детальной планировки, проект застройки, рабочее проектирование. Каждая стадия включает фазу предпроектных исследований и собственно проектный поиск. Соотношение исследования и проектирования изменяется: на первой стадии превалирует исследование, на следующих стадиях увеличивается удельный вес проектирования, на последней стадии оно преобладает. Формирование колористики города после проектирования проходит этапы реализации, натурного анализа и корректировки.
Первая стадия — районная планировка. Цель работ на данной стадии — изучение региональных особенностей местности как объективной основы колористики города. При этом необходимо выявить основные региональные факторы, существенно влияющие на цветовую среду города, раскрыть потенциальные предпосылки, которые способны предопределить характерные черты будущей колористики. Результатом этого анализа являются данные по природе и климату, природной светоцветовой динамике региона, традициям полихромии в его архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, а также по состоянию современной цветовой культуры в регионе.
Анализ климатических условий. Изучается атмосфера (облачность, количество осадков и др.); световой климат (интенсивность солнечной радиации, спектральный состав солнечного излучения, годичный световой режим), температурно-влажностный режим (продолжительность залегания снежного покрова и сохранения льда на водных бассейнах). Состояние воздушной среды и дистанционные изменения цвета исследуются с помощью приборов. Моделирование роли светового климата в формировании цветовой среды региона производится с помощью искусственного небосвода. Данные климатического анализа представляются в виде таблиц и диаграмм.
Анализ цветовой палитры, структуры и динамики полихромии природного окружения. Объекты исследования: минеральные цветоносители (почва, песок, камень), растительные цветоносители (трава, цветы, кустарники, деревья), водные поверхности и небосвод. Фиксация цвета природного объекта проводится с помощью атласа цветов; спектральные данные устанавливают приборы; суточные и сезонные цветовые изменения природных объектов и освещения, цветопейзажа фиксируют цветные фотографии и эскизы, выполненные с натуры; собираются образцы цветоматериалов. Для характерных в регионе условий освещения выявляются доминирующие цвета, которые группируются по различным типам цветоносителей, пространственному расположению в цветовом поле. Специально выделяется палитра местных естественных строительных материалов. Результаты анализов сводятся в таблицу, где обобщенная структура цветопейзажа (например земля, высокая растительность, небосвод) отражается в годовой динамике (по месяцам) усредненной цветовой палитрой.
Исследование местной цветовой культуры. Объекты исследования — существующая историческая и современная застройка, памятники архитектуры, народное жилище, предметы быта, декоративно-прикладного искусства, живопись и др. Цветовые исследования этнографических материалов согласуются с территориальным распространением цветовой культуры местных народов, расположением ее центров, мест локализации и зон пересечения с другими цветовыми культурами. Результаты представляются в виде цветовой палитры. Выделяются характерные цветовые сочетания и приемы структуризации полихромии исследуемых объектов (взаимоотношение цвета и формы, расположение объектов в пространстве и др.). Итогами этой части анализа являются рекомендации по фоновым, вспомогательным и акцентным цветам.
Изучение цветовых предпочтений жителей региона. Объекты исследования: современное народное жилище, предметы декоративно-прикладного искусства, мнение жителей. Наряду с натурными обследованиями используются различные способы социологических исследований (анкетирование, опросы). Проводится сравнение цветовых характеристик реальных объектов и идеальных цветовых предпочтений жителей. Натурные исследования цветопредпочтений связаны с предшествующим анализом и ставят целью изучение современной полихромии. При этом фиксируются наиболее часто встречающиеся цвета. Широкий территориальный и количественный охват объектов позволяет установить ареалы цветопредпочтений различных групп жителей (Репрезентативность социологического исследования цветовых предпочтений зависит от числа и способов опроса по отношению к изучаемому контингенту, от полноты охвата различных социальных групп. Постановка вопросов зависит от конкретных целей исследования и требует профессиональных знаний). Важно выяснить отношение к цветовой среде жителей города и профессионалов — архитекторов, дизайнеров, художников. Выводы исследования и статистические данные представляются в графической форме в виде предпочитаемых цветовых совокупностей.
В заключение первой стадии работы необходимо наметить направления творческого проектного поиска колористики городов региона.
Вторая стадия — генеральный план города. На стадии генерального плана целью исследований является обоснование основной идеи колористики конкретного региона. Исследовательская и проектно-художественная задача этой стадии — создание концепции колористики — документа, входящего в генеральный план города.
Предпроектный анализ города включает изучение эволюции структуры и палитры его цветовой среды в прошлом, состояние современной цветовой среды (по возможности в различные времена года). Параллельно на плане города устанавливается степень возможной цветовой изменяемости отдельных сооружений, кварталов и частей города (Она зависит от принадлежности этих элементов каркасу или ткани города. Каркас более подвижен, в то же время он содержит объекты, обладающие наименьшей цветовой изменяемостью — памятники архитектуры, здания, сооружения из долговечных материалов. Каркас содержит также исторически ценные центральные кварталы и возможно заповедные зоны, но и эти части города обладают цветовой динамикой. Районы массового жилья — основная ткань города — способны к радикальным цветовым переменам.Зонирование по цветовой изменяемости — одна из предпосылок создания макроструктуры будущей колористики города. Дальнейшая разработка зависит от результатов анализа сложившейся архитектурной массы города и перспектив ее развития. Мезо- и микроструктура колористики зависят от конкретных качеств застройки: величины кварталов, степени плотности или расчлененности застройки, конфигурации зданий).
Анализ пространственной организации города (Анализ может опираться на предложенную К. Линчем классификацию элементов градостроительной формы, в которой выделяется пять ключевых единиц: путь, район, граница, узел и ориентир) представляет собой его дифференциацию на отдельные элементы: точки (узлы, ориентиры), панорамы или фронты (границы), зоны (районы), осевые перспективы (пути). Элементы не существуют изолированно, они взаимопроникают один в другой, между ними существуют промежуточные зоны.
В силу органической взаимосвязи названных элементов, подлежащих выявлению, сам анализ пространственной организации города представляет собой творческий процесс. Он в известной степени уже нацелен на подразумеваемое решение, концепция которого в момент анализа еще не созрела, поскольку, в свою очередь, зависит от результатов этого анализа. Предпроектный анализи процесс проектирования — две взаимосвязанные части архитектурного творчества.
Исследуемая градостроительная структура может иметь национальную специфику, например, улицы малых русских городов и среднеазиатская ковровая застройка. Существуют и национальные системы ориентации в городской среде: уличный в Европе и зонный в Японии. В структуре колористики это может быть учтено с помощью дистанций цветового ритма,
периодов минимального изменения цвета, за пределами которого у пешехода или автомобилиста возникает чувство монотонности. Частота изменения цвета (плавные переходы или частые контрастные смены цвета) зависит от особенностей застройки.
Первая проектная задача на стадии генерального плана — поиск макроструктуры. Типы структур колористики города могут основываться на пространственной типологии городской среды: магистральная структура (улицы, пути), узловая (узлы), доминантная (ориентиры), зонная (районы), панорамная (границы). Строение формы города подсказывает компактный или расчлененный, моно- или полицентрический тип макроструктуры колористики. На тип макроструктуры влияет также топонимика различных зон города. Поиск макроструктуры целесообразно вести в черно-белой графике, которая одновременно способна условно передать степень тональной активности отдельных зон (исключая собственно цвет).
Вторая проектная задача — поиск палитры колористики города, которая разрабатывается на основе результатов анализа первой стадии. Каждый цвет, входящий в ее состав, представляет собой центр цветового множества. Подбор цветов должен обеспечивать целостность и достаточное разнообразие палитры. Существуют три области палитры: I — доминирующая, II — вспомогательная, III — акцентная.
Третья проектная задача — определение степени изменяемости полихромии зон застройки. Она решается на основе изучения характера застройки города и показывается на чертеже макроструктуры.
Результат работы на стадии генплана — концепция колористики города. Это свод принципов и приемов формирования колористики города с указанием путей реализации. Он сопровождается графическим материалом, в котором важнейшей является целостная цветовая композиция, соединяющая цветное изображение макроструктуры, выполненное в цветах трех областей палитры. Локальное цветовое пятно в композиции означает результирующий цвет квартала, предполагающий хроматические составляющие. На поле локального цвета могут быть указаны доминирующие и акцентные цвета фрагментов. Концепция колористики формулирует ближайший этап эволюции цветовой среды и содержит систему вариантов на перспективу. Гипотетический цветовой образ является посылкой для разработки фрагментов колористики и системы вариантов с помощью технических средств. В состав предпроектной и проектной документации на стадии генплана входят: анализ эволюции палитры и структуры колористики города (схемы); анализ современного состояния цветовой среды города, включающий выявления опорных цветоносителей и степени цветовой изменяемости отдельных зон (план М 1:5000, 1:10000); анализ ландшафтно-пространственной организации города и особенностей его восприятия (М 1:5000, 1:10000), предложение по макроструктуре и палитре колороистики города; цветографические иллюстрации концепции колористики города (М 1:5000).
Третья стадия — проект детальной планировки (ПДП). Целью работы на этой стадии является детальная разработка на основе общей концепции колористики центральной части города, отдельных районов, микрорайонов, магистралей, а если город небольшой — всего города.
Анализ градостроительного фрагмента включает изучение его восприятия с внешних и внутренних точек, степени открытости и замкнутости, непрерывности и дискретности пространств, ритма их раскрытия при движении по городу. Пространственный анализ сопровождается функциональным, который определяет тип пространства, связанный с деятельностью человека. Особое внимание уделяется определению солнечныхи теневых фасадов в зависимости от ориентации застройки.
Моделирование визуального восприятия может проводиться с помощью специальной фото-, кино- и телесъемки в натуре или на макете (с имитацией естественного освещения) или графоаналитическими методами с применением ЭВМ.
Документальная полихромия памятников архитектуры выявляется натурными зондажами с послойным химическим анализом красителей и фиксацией их реконструированного цвета или определяется на основе иконографических данных. Неизменяемые по цвету здания составляют опорные цветности будущей полихромии фрагмента города.
Предпроектный анализ на стадии ПДП позволяет наметить полихромию фрагмента города. Последовательность разработки отдельных цветовых композиций определяется архитектурно-градостроительной иерархией элементов: от общего к частному. При этом целесообразно выделение в визуальном поле объекта и фона. Колористика крупного фрагмента города (района, комплекса) рассматривается как фон для колористики более мелких фрагментов (групп зданий и отдельных объектов) и т. д.
Основная проектная задача стадии ПДП — разработка пространственного цветового зонирования фрагмента города. Ей предшествует выделение типов пространств: репрезентативное общегородское, интимное внутриквартальное пространство и др. Типы пространств формируют мезоструктуру колористики фрагмента. Каждый тип пространства интерпретируется определенной полихромией: однородной или неоднородной, контрастной или нюансной. Пространственное цветовое зонирование фрагмента требует условного обозначения на чертеже. На изображении мезо-структуры колористики фрагмента показывают горизонтальные срезы (не менее трех) пространственного цветового поля. При дальнейшей детализации цвет здания показывается на его плановом изображении или в виде ленты вокруг здания, ширина которой пропорциональна этажности.
В состав предпроектной и проектной документации по колористике на стадии ПДП входят:
· анализ исторической полихромии отдельных памятников архитектуры (схемы, чертежи, рисунки, фотографии);
· анализ существующего состояния цветовой среды с фиксацией опорных цветоносителей (М 1:1000, 1:2000);
· анализ, выявляющий основные типы пространств и особенности их восприятия (схемы, перспективные изображения, план М 1:2000);
· планы цветового зонирования (М 1:1000, 1:2000);
· дополнительные иллюстрации, раскрывающие замысел колористики фрагмента города (перспективные изображения, аксонометрии).
Четвертая стадия — проект застройки. Целью работы на этой стадии является разработка художественно-образного содержания колористики локального участка (микрорайона, комплекса). Объектами колористического решения становятся не только здания и сооружения, но и объекты городского дизайна, геопластика, а также произведения монументально-декоративного искусства, инсталляции и установки рекламыс учетом искусственного освещения. Архитектор-колорист решает задачу создания образа места и времени, его концентрированного воплощения в цвете и пластике с учетом реальных материалов и возможностей строительства.
При разработке микроструктуры колористики — графов (цветовых пятен на фасадах зданий) необходимо исходить из реального восприятия архитектурно-пространственной ситуации. Если объемно-пространственная структура комплекса уже задана, то основу для поиска графов можно получить путем фотосъемки макета (М 1:200, 1:500) с точек зрения, соответствующих характерным натурным точкам восприятия. Основой для поиска графов являются линейные изображения, сделанные по фотографиям. Проектирование микроструктуры колористики ведется в черно-белой графике. Цветовое решение объекта, совмещающее микроструктуру и палитру, может быть найдено на экране цветного дисплея с минимальными затратами времени.
На данной стадии проектирования палитра корректируется в соответствии с существующими материалами и красителями.
Проектная документация на этой стадии включает разнообразный проектно-графический материал, отражающий художественно-образный аспект и объемно-пространственный характер колористики (эскизы, перспективы, аксонометрии, развертки, макеты М 1:200, 1:500).
Пятая стадия — рабочее проектирование. Цель — детальное цветовое решение отдельных объектов и их деталей, основанное на результатах предыдущей стадии проектирования. Здесь происходит окончательная корректировка палитры. При выборе отделочного материала учитывается его стоимость, долговечность, эксплуатационные расходы, связанные с климатическими условиями региона. Реализация проекта полихромии ориентируется на прогрессивные технологии цветовой отделки. Проектная документация включает паспорта покраски и отделки фасадов (М 1:50, 1:100, для деталей — 1:10, 1:25).
Таковы содержание и последовательность основных анализов и проектных
операций пяти стадий проектирования колористики города.
***
Принцип контраста использует вторжение новой архитектуры в историческую ткань. Положительный или отрицательный результат этого действа целиком зависит от конкретного художественного решения. Этот принц гарантирует положительного решения как принцип нюанса, при котором различается лишь уровень положительного качества: приемлемо, хорошо, прекрасно. Контраст открывает путь оригинальным решениям, в которых достоинства с го и современного неизмеримо усиливаются и способны создать качественно новую архитектурно-художественную целостность.
***
Древняя архитектурная полихромия центров исторических городов продолжает жить и развиваться по мере их реконструкции, ее некоторые мотивы находят воплощение в современной застройке новых районов, возникающих на окраинах. Мы сосредоточили внимание на отдельных звеньях процесса развития архитектурной полихромии города с тем, чтобы сейчас показать ход этого процесса целиком, выбрав города, различные по величине, региональным особенностям, национальной цветовой и градостроительной культурам. Процесс этот более очевиден в малых городах и теряет наглядность с увеличением их размеров. Малые города, естественно, вдохновляются исторической архитектурной полихромией, а в крупных, как правило, более динамичных, разворачивающих новое строительство, изменяющих свой социально-пространственный каркас, эта полихромия теряет роль ведущего фактора в формировании его цветовой среды. Основными движущими силами появления новой архитектурной полихромии становятся краски природного окружения и современная цветовая культура, прошедшие через сито требований новой градостроительной структуры.
***
Городская ткань, окружающая центр, испытала на себе влияние нескольких стилистических направлений от классицизма до югендштиля и функционализма. Каждое из них привнесло в город свое понимание полихромии и попыталось в известной степени переосмыслить многоцветие прошлого. В этих наслоениях выделялись разбеленные цвета классицизма, подчеркивающие ордерную систему, более активная и атектоническая полихромия югендштиля, серые тона построек времен второй мировой войны, которые легли в основу цветовой среды большей части города. Цвета новых жилых районов Веймара более активно отражают цветовые веяния современности. В этом можно усмотреть ожившие цветовые темы средневековья, сконцентрированные в историческом ядре.
***
Цветовое зонирование города авторы справедливо устанавливают с учетом восприятия в движении. Закономерное изменение восприятия полихромии имеет дистанционные пределы, за которыми у пешехода или у пассажира возникает впечатление монотонности. Авторы вводят понятие единиц пешеходного и транспортного ритма. Сетка на генплане города, выполненная на основе этих единиц, служит проектировщику канвой определения цветовых ритмов застройки. Это важный теоретический вклад узбекских коллег в методику проектирования цветовой среды города.
***
Задача колориста — овладение секретом предсказуемого воздействия цвета на людей. Колористу необходимо предвидеть эмоциональный эффект и смысловое содержание будущей цветовой среды, учитывать значение цветовой семантики и функциональной роли цвета в конкретной ситуации. Шведские исследования подтверждают, что люди относятся к полихромии как к важному компоненту городской среды. «Большинство людей считает, что цвет заставляет нас испытывать чувство радости. Если это справедливо, то логично и обратное утверждение: когда мы счастливы, мы все видим в цвете, мы хотим расцветить мир. Противоположность цвету — его потеря, серость, ассоциирующиеся в большинстве языков со скукой и печалью» [33].
Цветовые ассоциации порождаются человеческой индивидуальностью, поэтому они всегда уникальны и зависят от конкретной ситуации, поэтому со временем пересматриваются. Отношение человека к цвету неотделимо от процесса познания мира, от истории человеческой культуры. Сведение воедино колеблющихся индивидуальных реакций на цвет и одновременный учет всеобщего историко-культурного фундамента отношения человека к цвету, т. е. сопоставление динамичных и статичных элементов знания о цвете, возможно с помощью социологических методов изучения феномена цвета в городе.
***
Цветовая культура развивается не только под действием народного искусства. Она испытывает влияние течений современной живописи, обогащается новыми открытиями науки о цвете, его систематизацией, динамично реагирует на общую заинтересованность в цвете различными сферами деятельности. Сосредоточим внимание на влиянии современных достижений цветовой культуры на профессиональное мышление архитекторов и колористов, а также на результаты их творчества.
Инженерные сооружения: мосты, набережные, высокие трубы и градирни, тоннели и переходы, воздухозаборные устройства участвуют в формировании каркаса и ткани цветовой среды города, поскольку они обязаны указывать, информировать, ориентировать.
***
Цвет долгое время не входил в арсенал архитектурных средств. Серая монохромность, доминирующая в городах, стала восприниматься как неизбежный цветовой атрибут архитектуры. Если архитектура порывает связи с природным окружением и зависимость от строительных материалов постоянно увеличивается, то эта «эрозия натурализма» представляет собой открытую дверь для революции цвета в архитектуре. Такая мысль В. Пасмора более чем резонна. Архитектура выражает эстетику пространства, так же как конструкции — существо массы. Здание включает часть естественного окружения, а группа зданий формируется не только внутренними, но и внешними связующими пространствами. Эта пространственная конструкция и составляет архитектуру города. Различаются современное и классическое понимание пространства, суть его в том, что сегодня мы наделяем пространство многомерно-стью. Определяются и функции цвета в современном городе. Многомерность его пространства не может быть выражена без полихромии. К тому же цвет способен подтвердить оптическую двусмысленность пространства как художественного средства. Поэтому «свободный и независимый» цвет играет двойную функцию в городском пространстве. Отметим в этом плане работы американских архитекторов Ч. Мура и М. Грейвза. Эта тенденция современной цветовой культуры убедительно прочитывается в полихромии крупных жилых массивов.