Анализ компонентов: постоянных (земля, песок, нагромождение камней, скалы и др.)
динамичных (небо и зелень).
Подвижность полихромии в городах: витрины, транспорт, реклама, пешеходы и т.д.
Анализ образцов материалов, входящих в состав земли, стен, крыш и деталей зданий, а также вегетативных элементов – наброски, рисунки, фотографирование местности.
Выявление хроматических общностей – т.е. упорядочение цветовых образцов – для использования в цветовом решении зданий.
Цветовая комбинаторика в пределах выявленного множества цветов позволяют получить серии вариантов, отвечающие основному требованию – цветовой взаимосвязью с местность.
Выработка «алфавита форм», практического пособия по использованию цвета.
Алфавит состоит из двух палитр – общей и точечной, скоординированных между собой и гарантирующих гармоничность всех комбинаций, полученных на их основе.
Общая палитра содержит мягкие цвета и используется для больших поверхностей (стены, крыши, мощения земли).
Точечная палитра содержит насыщенные цвета и предназначена для деталей зданий (двери, окна, ставни, цоколи и др.).
В существовании двух гармоничных цветовых комплексов, один из которых строится на цветовом нюансе, другой – на контрасте.
Город надо разделить на секторы:
· современный
· традиционный
· промышленный
· смешанная архитектура.
Для каждого сектора определяются хроматические доминанты.
Ф. и М. Клее (фр. колористы) – их методика сходна с Ланкло.
Градостроительное проектирование проводится в три этапа:
I– анализ существующей цветовой среды природного ландшафта, проводящийся в течении годового цикла: состояние неба и водных поверхностей, растительности, цветущих растений, минералов, фасадных поверхностей зданий.
II– определение палитры
III- составление цветовой карты города, с указанием расположения основных цветовых масс по районам застройки.
Ж.Филасье (фр. колорист) - за поиск новых цветовых гармоний, но с точки зрения целостности природы и архитектуры – как единственно приемлемой формы их сосуществования.
2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФОРМА И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ
Говоря о плане города, прежде всего, отметим доминирующее влияние на него природного окружения: рельефа и водных бассейнов.
Древнерусский город часто располагался на мысу высокого берега реки, что обеспечивало пространственность уже самого плана, которая впоследствии получила развитие в архитектуре города.
Планы городов на холмах убедительно выражали пространственный характер поселений, а планы городов на равнинных берегах рек предполагали объёмно- пространственное развитие городов архитектурой центров городской жизни. На современной стадии развития планировочной структуры города находится под действием новых закономерностей.
Тип планировочной структуры города обусловлен философскими взглядами и национальными традициями градостроительства.
Древнерусский город – живописно-мозаичный свое цветовой среде, русский город эпохи классицизма – монотонно - целостный.
Насыщенные и мягкие тона, огромный спектр контрастных и нюансных отношений, делают цветовую среду такого города многообразной по структуре и динамике.
УРБАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ДВЕ ФАЗЫ:
1. концентрация экологического и культурного потенциала общества в городах, где происходит кристаллизация образцов материальной и духовной деятельности
2. освоение накопленных ценностей малыми городами и сельскими поселениями.
Форма поселения – это как бы овеществлённая деятельность, поэтому понять процесс формирования объёмно-пространственной структуры города можно лишь с учётом социально- пространственных закономерностей поведения людей.
Построение цветовой среды города выдвигает социально-поведенческие требования.
А. Гутнов предлагает отказаться от зонирования городской территории по типу протекающих функциональных процессов и перейти к зонированию по интенсивности протекания (и, соответственно, пространственной концентрации) этих процессов.
Это делает несостоятельными попытки цветового зонирования города на основе его функционального зонирования.
КАРКАС структурно – образующая часть градостроительной структуры, сооружения, магистрали
ТКАНЬ материальный субстрат
Функционально-пространственная природа каркаса предполагает соответствующий набор стереотипов, из которых складываются все его элементы:
«ёмкости» пространства сосредоточения функциональной деятельности
«каналы» подводящие внешние коммуникации
«распределители» узловые участки внутренней коммуникационной сети
«шлюзы»входы, выход, соединённые с другими элементами
Цвет в городской среде – социальное явление.
На формирование цветовой среды города существенно влияют такие качества градостроительной формы, как:
· пространственность
· монолитность (предполагает монохромию или полихромию низкой активности)
Цвет – свойство формы.
Целостная монолитная форма обладает цветовым единством.
Расчленённая форм – сумма отдельных монолитных форм.
Высокая степень расчленённой формы – выглядит обобщённой по колориту, как бы стремится к монохромии.
Средняя расчленённость – полихромия средней и высокой степени активности.
ПЕРЦЕПТИВНОЕ(воспринимаемое)
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ(представляемое)
В композиции цвета архитектурного комплекса следует прежде всего разделять здания различного назначения, добиваясь ясных цветовых характеристик, соответствующих сущности типологического контраста…
Главным объектом внимания при решении цвета большой группы зданий (будь то различные по назначению или однотипные) должны быть условия, вытекающие из объёмно-планировочной ситуации.
Т.е., изменения цвета должны подчёркивать композиционный смысл сочетания объёмов зданий, ритмические закономерности взаимного их расположения, масштабные сопоставления.
3 Архитектурная колористика в системе цветовой культуры. Цветовой план города
Цвет первого жилища зависел от цвета материала, из которого оно было изготовлено. Данный подход к цветовому решению именуется – пассивная полихромия.
Вначале это цвет глины. Потом – камень, мел, известь. Позже на Руси это дерево, имеющее серо-чёрно-коричневые оттенки. Соответственно всё имело серо-пепельно-глинянные цвета. Но в дождь цвет становился насыщенней.
Однако со временем возникла настоятельная необходимость в акцентировании некоторых построек, носивших культовый, религиозный характер, особенно в дни праздников. Таким образом, фасады обновлялись, украшались цветом (даже избы), зачастую уже использовались контрасты – тёплые – холодные, темные – светлые.
появился метод акцентирования очагами – активная полихромия в основном городские центры.
Архитектурно-градостроительная летопись северных стран Европы, несомненно, «рубилась из дерева». Русский город оставался в основном деревянным вплоть до XVIII века. Цветовой образ древнейших городов ассоциируется с цветовой сдержанностью различных древесных пород: сосны и лиственницы, дуба, осины и ели. Они составляли узкий, но выразительный цветовой диапазон мягких охристо-коричневых и серо-серебристых оттенков.
Эта цветовая однородность древнерусского города в основном просуществовала до XVI – XVII веков – начала применения кирпича и камня в крепостном и храмовом строительстве, существенно изменившем цветовой облик города.
С появлением камня появилось 2 направления в решении цветовой палитры.
1. город приобретает цвет пород камня (палитра сдержанная)
2. где нет камня – жжёный кирпич (палитра устойчива и насыщена).
Если раньше активная полихромия использовалась только очагами, то позже с появлением в архитектуре стилей цвет стал полноправным участником, а у каждого стиля – свои цветовые пристрастия.
Полихромия имела смысловое содержание – наружная раскраска жилых построек сосредоточилась, главным образом, на нижних поверхностях свесов и кровель, на верхних частях стен, углубление наличников окон и столбов крылец, т.е. частях зданий, защищённых от действия снега и дождя.
ГОТИКА: яркие красные, светло-зелёные, жёлтые (переходящие в оранжевый), чёрные и реже, - синие цвета, но в основном в интерьере, а на фасадах – для акцента некоторых частей или деталей.
РЕНЕССАНС: разбивка светлой плоскости цветным полосами, образующими геометрический рисунок. Цвет содействует достижению композиционной целостности значительного фрагмента города, причём полихромия становится объединяющим средством не столько за счёт собственно цветности, сколько за счёт контрастности сочетаний, графичности. Это открытие Ренессанса будет использовано в последующие столетия и в наше время.
БАРОККО: русская архитектура XVII в. в основной массе храмовых построек – «пленена языком архитектурных масс, красноречием силуэта и игрой наружных поверхностей». Возрождение древни традиций использования мотивов деревянного зодчества, увлечения пышной пластической узорностью и цветовой пестротой.
КЛАССИЦИЗМ: цветовая имитация естественного материала; позволялось вводить лишь неяркие цвета: серовато-голубой и серовато-охристый (официальная архитектура), красочность в народной архитектуре.
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ: ансамблевость – нюансная гамма, построенная на петельных оттенках. Доминировало золотисто- белое двуцветие.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.: цветовой план города (г. Турин). Жёсткие требования окраски, напоминающие «цветовые паспорта». 80 цветовых оттенков.
XX ВЕК: через фовистов и импрессионистов – повышенный интерес к чистым краскам и контрастным гармониям.
АХРОМАТИКА ГОРОДОВ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ: создание неоклассицизма, тёмно – серая архитектура.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД: возрождение традиций архитектурной полихромии и народной цветовой палитры.
ПОЛИХРОМНЫЕ КОМПОЗИЦИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ: светлые цвета (желтый и голубой) сочетаемые с чёрным, тёмные (зелёный и синий) – с белым.
Фоновые цвета на менее освещаемых солнцем северных и восточных фасадах могут быть жёлтыми, переходящими наверху в белый.
Затенённые фасады застройки – следует воздержаться от использования красных оттенков. Здесь уместны лёгкие цвета – белый, жёлтый, охристый, светлые голубой и зелёный.
С XV века в архитектуре АЗЕРБАЙДЖАНА доминировали шесть цветов: зелёный, жёлтый, терракотовый, голубовато-бирюзовый, фиолетовый и синий, а также чёрный и белый.
ПРИБАЙКАЛЬЕ: продолжительная суровая зима, частые туманы и в то же время большая интенсивность солнечного сияния.
Концентрация тёплой цветовой палитры низкой светлоты и небольшой насыщенности – в пешеходной зоне городского пространства поможет снизить визуальный дискомфорт.
Необходима поддержка цвета фактурой и пластической обработкой поверхностей. Насыщенная, контрастная полихромия.