Основной принцип создания информационного обеспечения (ИО) — решение задачи удовлетворения информационных потребностей пользователя и (или) системы управления объектом (производством.)
При решении этих задач осуществляется:
· накопление информации;
· обмен информацией;
· обработка информации;
· управление данными;
· формализация данных и знаний. Создание ИО проходит следующие этапы:
· исследование информационных потоков;
· разработка системы классификации и кодирования;
· разработка унифицированных форм представления данных в информационной базе;
· накопление массивов данных и работа с ними.
На предпроектной стадии разработки АС на основании технико-экономического обоснования разрабатывается техническое задание (ТЗ) на создание системы. В ТЗ определяются принципы ее построения, организационная и функциональная структура, требования к обеспечивающим подсистемам, в том числе к ИО.
Информационное обеспечение определяет размещение и формы организации информации в системе, представляя собой совокупность методов и средств построения и реализации информационной базы.
ИО реализуется (рис. 2.1) как:
I.Внешнее (немашинное) ИО, которое, однако, должно учитывать принципы автоматизации информационных процессов. Его состав:
· СКК (система классификации и кодирования);
· НСД (нормативно-справочные документы);
· ОД (оперативные документы);
· ММ (методические и инструктивные материалы). Движение этих документов реализуется в соответствии с организационной структурой управления.
II.Внутримашинное ИО включает:
· ИМ (информационные массивы), составляющие информационную базу системы;
· ПП (пакеты программ).
ИО реализуется в виде банков данных и банков знаний, в основе построения которых — модели накопления данных и представления знаний. Эти процессы должны быть формализованы на концептуальном и логическом уровнях.
Традиционно, в соответствии с ГОСТ 34.03-90, информационное обеспечение рассматривалось как «совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании».
Таким образом, информационное обеспечение АИС включало три составляющих: единую систему классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации и массивы информации.
Лингвистическое обеспечение рассматривалось как «совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС». Лингвистическое обеспечение АИС включало две составляющих: лексическую (словарную) базу и языковые средства.
В настоящее время информационное обеспечение рассматривается как совокупность собственно информационного и лингвистического обеспечения. При этом под собственно информационным обеспечением понимают файлы операционной системы и базы данных, а под лингвистическим — форматную базу, лексическую базу и языковые средства.
Поэтому можно сформулировать:
Информационное обеспечениеАИС— это совокупность баз данных и файлов операционной системы, форматной и лексической баз, а также языковых средств, предназначенных для ввода, обработки, поиска и представления информации в форме, необходимой потребителю.
Информационное обеспечение делят на немашинное и машинное. К первому относят классификаторы технико-экономической информации, нормативно-справочную информацию. Ко второму относят БД, СУБД. Это деление довольно условное, так как первый вид обеспечения можно вести и на ЭВМ.