На основании анализа финансового положения банка, стратегии его развития и существующих приоритетов составляются предварительные оценочные показатели бюджета (остатки по счетам, расходы по депозитам и т.д.). Предварительную разработку оценочных показателей осуществляет планово-экономическая служба, после чего они сообщаются подразделениям. Подразделения, в соответствии со структурой финансовых планов и значениями оценочных показателей формируют и обосновывают свои плановые цифры. В каждом подразделении назначается ответственное лицо за участие в бюджетном процессе. В целом в банке создается бюджетный комитет, состав которого входят члены правление и сотрудники планово-экономической службы. Планово-экономическая служба по согласованию с бюджетным комитетом формирует предварительный проект бюджетных планов, согласовывая и уточняя отдельные цифры с подразделениями и руководством банка. После этого бюджетные планы рассматриваются и утверждаются бюджетным комитетом.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджета должны происходить до начала бюджетного периода. Краткосрочные бюджеты должны согласовываться с более долгосрочными бюджетами.
II. Исполнение бюджета
При этом принципиальным моментом является наличие управленческой процедуры, управленческих решений, принимаемых согласованно с бюджетным планом и мониторинга текущих результатов исполнения бюджетных планов.
При наличии отклонения от плановых цифр необходимо:
Ø на основе фактического анализа определить их причины;
Ø оценить значимость отклонений;
Ø принять решения по поводу этих отклонений.
Варианты решений:
¨ В случае положительных отклонений – корреляция планов или ничего не делать (если это не тенденция, а случайность);
¨ В случае негативных отклонений – устранить внутренние причины или изменить плановые показатели или ничего (если случайность).
III. Подведение итогов
Составляются план-фактные отчеты, и проводится их анализ. Утверждение отчетов осуществляется бюджетным комитетом. На основе утвержденного отчета принимаются решения о последующих бюджетных планах, о внутренней и внешней политике банка. Анализ отчетов позволяет выявить тенденции развития банка, его сильные и слабые стороны и учесть эти данные в процессе стратегического планирования.
Бюджетный процесс длится:
o примерно 1/2 года до принятия бюджета (подготовка);
o 1 год исполнения;
o примерно 3 месяца после исполнения (подведение итогов).
Тема 22. Банковский маркетинг, банковское позиционирование и конкуренция
Банковский маркетинг – это совокупность отношений, процессов и процедур, возникающих в КБ и его окружении при планировании, формировании и реализации его системного продукта (операций и услуг).
Специфика банковского маркетинга обусловлена двумя основными положениями:
1. Отношения банк - внешняя среда. Системный продукт банка формируется как на входе, так и на выходе КБ как открытой системы.
2. Отношения банк - внутренняя среда. В КБ существует зона ядра, и зона буфера. При этом буфер на входе и на выходе должен быть построен в соответствие с предоставлением системного продукта и унифицирован в соответствие с маркетинговой политикой КБ.
Ядро – это область организации как открытой системы, функционирующая в режиме закрытой подсистемы и обеспечивающая стандартные технологические процессы.
Буфер – это совокупность областей организации как открытой системы, работающих в режиме полузакрытых подсистем переменного входа - постоянного выхода или постоянного входа - переменного выхода, а также областей, работающих в режиме открытой подсистемы.
Функциональные подразделения КБ работают в рамках ядра или буфера, что определяет требования к их деятельности.
Маркетинговая политика КБ – это процесс выявления потенциала своего позиционирования и способов его реализации.
Это включает в себя:
¨ выявление и оценку собственных сильных и слабых сторон, ключевых компетенций способностей по удовлетворению определенных потребностей клиентов;
¨ выявление и максимально четкое описание потенциальных клиентов, нуждающихся в удовлетворении потребностей, в отношении которых КБ компетентен;
¨ разработка проектов банковских продуктов;
¨ продвижение банковских продуктов и завершение позиционирования: выбор информационных каналов, построение внутренней организационной структуры (в составе буфера), обеспечение и поддержка постоянных отношений с клиентами (качественное выполнение стандартных операций, т.е. работа ядра), мониторинг потребностей клиента и своевременная реакция на них, а также поддержка постоянных коммуникаций).
¨ анализ результатов и коррекция маркетинговой политики КБ.
Тема 23. Банки составе финансово-промышленных и аффелированных групп: роли и специфика деятельности
Существует три основных способа организации деятельности банка с точки зрения его взаимоотношений с субъектами внешней среды:
1. КБ как отдельный и полностью самостоятельный субъект;
2. КБ как элемент аффелированной группы;
3. КБ как элемент финансово-промышленной группы.
КБ как элемент аффелированной группы.
Это наличие группы несвязанных между собой бизнесов, объединенных полностью или частично единым капиталом (100%, 75%, 51%, 25%).
Специфика работы КБ:
û стратегия и тактика КБ корректируется на стратегию и тактику других участников аффелированной группы;
û банк выступает в качестве ядра финансовых потоков аффелированной группы;
û возникает ситуация упрощения процедур использования банковских продуктов.
КБ как элемент финансово-промышленной группы (ФПГ):
Это устойчивое объединение предприятий промышленности, производства, инфраструктуры и финансовых организаций (в т.ч. банков), имеющих единую миссию и согласованную стратегию, превалирующие над миссией и стратегией элементов этой группы, (в т.ч. и банка).
Специфика работы КБ:
û миссия и стратегия КБ формируется в соответствие с миссией и стратегией всей ФПГ;
û КБ является центром финансовых потоков, инвестиций и в целом бюджетного процесса ФПГ;
û КБ в своей деятельности смещает акценты на обслуживание членов ФПГ и их интересы;
û при осуществлении кредитных операций с членами ФПГ активно используются доверительные кредиты и бланковые векселя;
û характер отношений срочности, платности и возвратности частично заменяется отношениями участия в общем бизнесе ФПГ.
КБ в ФПГ может иметь две основные роли:
- структурообразующий элемент (ядро холдинга);
- в качестве основного инфраструктурного элемента (в части финансов).
«Плюсы» участия КБ в ФПГ:
ª снижение доли и значения банковских рисков;
ª собственный капитал ФПГ и возможность отвечать по обязательствам превышает банковский капитал, что повышает возможности банка;
ª банк работает в ситуации большей определенности и имеет стабильную маркетинговую политику.
«Минусы» участия КБ в ФПГ:
— реализация предпринимательских рисков ФПГ автоматически влияет на состояние банка;
— рост специализации банка и его ориентация на внутренние проблемы ФПГ снижает его рыночные возможности;
— более низкие темпы роста КБ по отношению к росту самой ФПГ.
Тема 24. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела