Тема: Выполнение мозаики типа паркета (паркетри в срвременном дизайне).
Паркетри — это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Когда рисунок заполняет всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов,необходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзиком. Шпон для фона и другой — для вставки наклеивают на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпона разъединяют, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготавливают два набора, противоположных по цвету. В развитии техники маркетри и паркетри большую роль сыграли мастера — такие, как французский мебельщик Андре Шарль Буль. Он обогатил маркетри применением наряда со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепах, перламутра. А. Ш. Буль разработал технику, при которой пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) накладывались одна на другую, зажимались в тиски, распиливались лобзиком и разрезались на рисунки, нанесенные на верхнюю пластину, а затем элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, соединялись с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки. За А. Ш. Булем во Франции работали выдающиеся мастера Жак Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер. Они использовали в наборах красное, розовое, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево. Давид Рентген — немецкий мастер—выполнялв конце XVIII в. не только наборы, украшая мебель, но и декоративноенастенное панно, соперничающее с живописными полотнами. В России мозаичные наборы получили широкое распространение со второй половины XVIII в., когда в нашу страну стали ввозить древесину экзотических пород. Известными мастерами были Никанор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников.
Орнамент — это живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов. Технические средства выполнения орнамента очень разнообразны: роспись, резьба, гравировка, вышивка, ткачество и др. Орнамент широко используется для украшения предметов прикладного и декоративного искусства. Он также является существенным элементом в решении художественного образа в архитектуре, книжной графике. Но в первую очередь орнамент тесно связан с декоративным и прикладным искусством. Происхождение орнамента теряется у истоков зарождения культуры.
Многочисленные примеры повторяемости различных элементов человек находил в природе: в окраске животных, оперении птиц, строении цветка и колоса, расположении листьев, ягод и фруктов, бегущих друг за другом морских волнах и т. д. Безусловно, природа явилась основным источником в создании орнамента. Мотивы, заимствованные из окружающей среды, изменялись, приобретая орнаментально выразительные формы.
Почитая силы природы, люди обозначали их по-разному. Например, с солнцем связывали круги и розетки, ромбы и квадраты. Иногда солнце обозначали в виде коня, петуха.
Символы-изображения в виде женской фигуры служили обозначением земли, изображение утки обозначало воду.
Как видим, орнаментальные мотивы тесно связаны с народным творчеством. В искусстве народ веками стремился выразить свое понимание природы, мира, жизни. Это проявилось не только в изделиях, созданных руками умельцев, но и в народных песнях, сказках, былинах, танцах, где выражались фантазия человека, его мечты, проявлялась образность его мышления, поэтическое понимание красоты.
Отдельные элементы орнаментов сохранялись веками. Одним из таких элементов, например, является ромб. Особое распространение он получил в ткачестве. В тканых поясах народного костюма Карелии ромб сохранился до сих пор.
Орнамент каждого народа при определенном сходстве отдельных элементов имеет свои особенности. Эти особенности связаны с национальным характером, своеобразием истории, уклада жизни, быта, трудовой, деятельности, окружающей природы.
У земледельческих народов в орнаменте встречаются изображения женской фигуры как символа плодородия. У скотоводческих племен мы видим изображения домашних животных и диких зверей. Например, в орнаменте у казахов и киргизов присутствуют рога барана (рис. а), у народов Севера — изображение рогов оленя.
Искусство создания и оформления предметов быта, т. е. декоративно-прикладное искусство, по своему происхождению является народным искусством. Ремесла с разделением труда выделяются в самостоятельную область деятельности человека, в которой со временем стали трудиться профессиональные художники. С этого момента народное и профессиональное декоративно-прикладные виды искусства развиваются параллельно, самостоятельно, влияя друг на друга и обогащая друг друга.
Народное искусство в своих произведениях сохраняет все лучшее, традиционно характерное для него.
Профессиональное декоративно-прикладное искусство развивается в соответствии с развитием промышленности и особенностями общего стилевого направления в искусстве. Особенности каждого художественного стиля проявляются в выборе и трактовке орнаментальных форм, в их расположении, в цветовом решении. В орнаменте часто виден отпечаток местного и национального своеобразия. Местные особенности отражают чаще всего фауну и флору края. Например, в орнаменте Древнего Египта отразилось отношение людей к окружающей природе, у которой они заимствовали формы и мотивы. Одним из распространенных орнаментальных мотивов в Древнем Египте был цветок лотоса — символ воздействия воды и солнца на спящую землю (рис. в). В орнаменте, как и во всем искусстве Древнего Египта, сказалась склонность к символизму и стилизации.
В Древней Греции сложился свой стиль в искусстве, черты которого отразились и в орнаменте (рис. г): гармоничность и спокойная красота форм немногих мотивов.
Основные формы орнамента отличаются правильностью и симметрией изображения. Как утверждают археологи, греки любили многоцветие.
В период европейского Средневековья орнаменты отличаются фантастичностью и сказочностью мотивов животного и растительного происхождения.
Много разнообразных орнаментов было создано в 19 в. Их мотивы изображались плоско или объемно.
В современном орнаменте используется большое разнообразие мотивов: классические геометрические рисунки, формы растительного и животного происхождения, изображение предметов техники, быта и спорта, включаются цифры, отдельные буквы и целые слова, мотивы архитектуры и пейзажи, символы, эмблемы, гербы и др.