С точки зрения правовой информатики (в Республике Беларусь) информация понимается как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах
Итак, под информацией вообще будем понимать любую совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые система или объект воспринимает извне (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или хранит в себе (внутренняя информация).
Понятие информации. Информационные процессы. Информационные системы.
Термин информация (information) возник от латинского слова informatio - разъяснение, изложение и до середины 20 века означал сведения, передаваемые между людьми.
Статья 1 Закона РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 сентября 1995 г. N 3850-XII «Об информатизации» дает определение информации, как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах». Это определение мы и будем использовать в правовой информатике.
В общей информатике термин «информация» получил более конкретное толкование - сведения, которыми обмениваются между собой люди, человек и автомат, автомат и автомат; а также сигналы, которыми обмениваются в животном и растительном мире, и признаки, передаваемые от клетки к клетке, от организма к организму.
Если объект передает информацию, то он является источником, если получает ее, то - приемником (получателем), а процесс, возникающий в результате установления связи между двумя объектами: источником информации и ее приемником - информационным. Источник, передатчик, канал связи, приемник и адресат - вместе составляют информационную систему или систему передачи информации.
Формы и виды информации:
Информация подразделяется на формы и виды по различным критериям.
Так, можно выделить две формы существования информации в зависимости от ее состояния:
· статическую (книги, рисунки, записи, фотографии и т.п.);
· динамическую (информация, передаваемая по каналам связи или в пространстве).
Существуют формы информации в зависимости от ее представления:
символьная (набор цифр, букв, знаков), текстовая (символы, расположенные в определенном порядке), графическая (изображения), звуковая (волны в газах, жидкостях и твердых телах), электромагнитная (эл/маг. волны) и т.д.
Информацию можно также разделить на два вида:
· биологическую
· социальную.
Биологическаяинформация обеспечивает жизнедеятельность отдельно взятого живого организма. К разновидностям биологической информации относится генетическая информация. Генетическая информация - это получаемые и заложенные в наследственных структурах организмов в виде совокупности генов программы о составе, строении и характере обмена составляющих организм веществ.
Социальная информация неразрывно связана с практической жизнедеятельностью человека, поэтому можно выделить столько ее типов и разновидностей, сколько имеется видов деятельности человека.
Например, можно классифицировать информацию по количеству адресатов следующим образом:
массовая социальная информация (адресованная всем членам );
специальная социальная информация (адресованная отдельным членам общества или группе его членов);
по типуадресатов:
научная, техническая, технологическая, планово-экономическая, финансовая и т.п.
Особым видом информации являются знаки, создаваемые самоорганизующими системами и предназначенные для передачи и хранения информации. Есть знаки, входящие в четко организованную систему, и внесистемные знаки. Примеры знаковых систем: знаки дорожного движения, система цветов светофора, музыка, речь и языки, как естественные, так и искусственные. Внесистемные знаки - это или остатки некогда существовавших знаковых систем, или знаки, созданные временно, обычно в небольших коллективах людей (языки жестов и поз, татуировки, водительские сигналы на дорогах, молодежный сленг).
Структурированность информации - это свойство, позволяющее выделять информацию из получаемых сигналов.
Смысл позволяет определить цель и назначение информации.
Ценность информации выражается в ее содержательности, своевременности, полноте, достоверности, оперативности.
Информационные барьеры:
объем информации – 70-ые годы удвоение информации происходило каждые 5-7 лет, в 80-ые – каждые полтора года, в 90-ые – ежегодно. Отсюда – увеличение объема школьных и ВУЗовских программ. Пример: Санкт-Петербургский университет – 14 предметов за 4 года.
коммуникации – несовершенство коммуникаций
языковый– переводы не отражают реальной информации, несогласованность терминологий (пример: колючая проволока в романе «Блокада»)
ведомственный –задержка или сокрытие информации
рассеяность– нахождение информации не в свойственной ей среде (публикация не в тех изданиях, не на тех сайтах, отсутствие структурированности и обобщения)