Системы межгосударственного обмена правовой информацией, включающей обмен правовой информацией в рамках двусторонних договоров, межправительственных договоров и создание межгосударственной автоматизированной системы обмена правовой информацией.
Таким образом, осознавая значимость построения единого информационно-правового пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь реализовать постулаты, изложенные в основных документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейского Сообщества о доступе к информации, Окинавской хартии глобального информационного сообщества, преодолеть существующий в обществе так называемый "цифровой разрыв", Республика Беларусь предприняла реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в право.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативная правовая информация (законодательство) составляет часть исторического и культурного наследия, достояние народа Республики Беларусь, его документальную память.
Технические и технологические аспекты государственной системы правовой информации.
В стране создана уникальная государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом, которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой и которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый в стране официальный и полный государственный нормативно-правовой информационный ресурс.
При этом характерной особенностью белорусской модели государственной системы правовой информации является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа населения к правовой информации, возложив эти функции, прежде всего на созданный Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), как на центральное государственное научно-практическое учреждение в области правовой информатизации и создания государственной системы правовой информации, придав ему функции реального идеолога и координатора этих процессов.
Правовой основой для развития правовой информатизации, формирования ГСПИ и создания ее реально функционирующей модели явились Указы Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 "О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь", от 20 июля 1998 г. № 369 "О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь", от 24 июля 1998 г. № 376 "О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь", от 30 октября 1998 г. № 524 "О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации", от 1 декабря 1998 г. № 565 "О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь", от 4 января 1999 г. № 1 "Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь" (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424), от 16 декабря 2002 г. № 609 "О создании Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь" и др.
На сегодняшний день ГСПИ позволяет пользоваться официальной и актуальной правовой информацией всем категориям граждан - работающим и неработающим, государственным служащим и предпринимателям, пенсионерам и школьникам, обладающим и не обладающим компьютерной техникой. т.е. реально создана система доступа широких слоев населения к правовой информации, что является свидетельством открытости нашего государства.
Для поддержания ГСПИ в актуальном состоянии и обеспечении свободного доступа всем заинтересованным лицам применяются передовые ИТ, в том числе в сети Интернет. Так создана и успешно существует электронная база данных «Эталон-on-line», обеспечивающая доступ к эталонному банку данных Республики Беларусь посредством Интернета.
Понятие информации. Информационные процессы. Информационные системы.
Правовая информация: понятие, виды, источники и носители.
Правовая информация как основа функционирования правовых систем.