· Изучаемость. Насколько легко и с каким успехом пользователи могут выполнять поставленные перед ними задачи в незнакомом им интерфейсе.
· Продуктивность использования. Насколько быстро могут выполнять задания пользователи после того, как ознакомились и изучили интерфейс.
· Запоминаемость. Если пользователь ранее использовал систему, сможет ли он вспомнить достаточно, чтобы использовать ее эффективно или же будет изучать ее заново.
· Ошибки. Какое количество ошибок совершает пользователь, насколько эти ошибки грубы и насколько удачно пользователь выходит из проблемной ситуации.
· Удовлетворенность. Насколько приятно работать с интерфейсом.
Существует много других критериев, которыми определяется юзабилити продукта. Один из основных это полезность: удовлетворяет ли продукт потребности пользователя? И юзабилити и полезность в одинаковой степени важны: не имеет значения простота в использования предмета, если он не представляет для вас интереса. Не является благоприятной также ситуация, когда система теоретически может сделать то, что вам необходимо, а на практике настолько сложна в использовании, что добиться требуемых результатов просто невозможно.
Согласно стандарту ISO-9241 основными критериями юзабилити являются:
· Эффективность
· Продуктивность
· Удовлетворенность пользователя
Эффективность (Effectiveness) продукта определяется как «точность и полнота, с которой пользователи достигают поставленных целей». Эффективность измеряется следующими параметрами:
· Какой процент задач пользователя реализуется в продукте. Тот продукт будет считаться более эффективным, который реализует больше задач пользователей. Здесь можно привести такой пример. Мобильный телефон может выполнять функции, которые недоступны при использовании компьютера или музыкального центра. Или же новая версия программного обеспечения, решает большее количество задач пользователей, чем предшествующая.
· Отношение числа успешных действий к ошибкам. Чем выше этот показатель, то есть чем меньше ошибок совершается пользователем, тем эффективность продукта выше.
· Нагрузка на пользователя (должны быть минимальной). Здесь, прежде всего, следует учитывать нагрузку на основные психические процессы: память, внимание, воображение. Интерфейс веб-сайта должен быть запоминающимся, не только по внешним характеристикам, но и по принципам работы в нем. В нем не должно присутствовать слишком большое количество объектов, отвлекающих внимание пользователя от восприятия основной информации. Такими, например, являются мигающие, двигающиеся, всплывающие баннеры, которые в большинстве случаев пользователь пытается игнорировать или совсем исключить из поля зрения. Интерфейс сайта должен быть интуитивно понятным пользователю. «Не заставляйте меня думать», — первый закон юзабилити, о котором говорит в своей книге Стив Круг.
· Количество используемых функций и команд (должно быть высоким). Далеко не все функции и возможности, заложенные в продукте, используются пользователем. Если он реализует хотя бы 10% из них, то такой продукт можно считать успешным.