В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем, насколько мобильно она реагирует на любое изменение внешней по отношению к ней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она готова к постоянным изменениям.
В этих условиях требуется принципиально новый тип работника: высококвалифицированный, инициативный, склонный к инновациям, готовый самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, привязывающий свои личные цели к целям организации, в которой
работает, ориентированный на долгосрочное сотрудничество.
Как правило, одной из базисных причин кризисного состояния отечественных предприятий, наряду с микро- и макроэкономическими причинами является несоответствие принципов и методов управления персоналом современным условиям рыночной экономики.
У руководителей предприятия слишком сильны стереотипы административной системы управления, для которой персонал является ресурсом вспомогательным, а каждый работник рассматривался лишь как легко заменимый « винтик » механизма.
Правильное использование сотрудников организации, в соответствии с их способностями, является одной из главных причин ее успешной работы.
Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом, но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера – заботливое отношение к сотрудникам фирмы, к их нуждам, учет индивидуальных особенностей каждого и т.п.
Антикризисное управление персоналом предполагает создание условий для адаптации сотрудника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации. Особое внимание уделяется анализу и управлению мотивацией сотрудников.
Данные задачи во многом являются новыми для России. В настоящее время на крупных преуспевающих предприятиях создаются специальные службы для решения подобных задач – службы управления персоналом.
Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними.
Структура системы антикризисного управления персоналом зависит от масштабов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых фирмах одна система может выполнять функции нескольких подсистем, в предкризисных и кризисных ситуациях одни системы могут быть упразднены, а вместо них созданы новые с набором новых функций.
Важным стратегическим направлением системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга.
Другим стратегическим направлением системы антикризисного управления персоналом являются разработка и совершенствование профессиограмм, т.е. определение комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность.
Стратегической задачей системы антикризисного управления персоналом является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия.