Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных целей.
Инновационный потенциал предприятия определяется следующими факторами:
Ø сложившийся уровень производства;
Ø состояние механизма и системы управления;
Ø тип и ориентация организационной структуры;
Ø тенденции экономической и инновационной политики;
Ø понимание потребности в изменениях и готовность к ним персонала.
Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала можно разделить на следующие группы:
Ø Факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;
Ø Факторы внутренней среды;
Ø Факторы внешней среды.
Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческого персонала.
Факторы, оказывающие большое влияние на уровень развития инновационного потенциала представлены в таблице.
Факторы, способствующие разработке нововведений
Факторы, не способствующие разработке нововведений
1. Сохранение и расширение производственной базы;
2. Сокращение затрат;
3. Реализация нужд и предложений потребителей;
4. Повышение научно-технического потенциала специалистов;
5. Имидж корпорации.
1. Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений;
2. Большие сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок;
3. Большая неуверенность в успехе;
4. Непатентоспособность нововведения;
5. Трудности в сохранении доли на рынке;
6. Отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров.
1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
2) поиск этой группой источников информации, как внутри-, так и внефирменных;
3) использование разнообразных методов стимулирования творческой активности работников;
4) поощрения принятия решений по отбору и внедрению инноваций на коллективной основе;
5) четкая стратегия управления нововведениями.
В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:
Ø Адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке;
Ø Конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта в достижении конкурентных преимуществ.
Уровень инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Специалисты выделяют четыре различных, но взаимосвязанных уровня организационного опыта:
1. Уровень внешнего окружения – условия, конкуренты, потребители и т.п.
2. Уровень собственных действий организации (менеджера) – инновационная стратегия, процедуры и методы управления.
3. Уровень процессов и методов выявления, определения и решения проблем, применяемых организацией (менеджером), например культура, уровень знаний, функциональная специализация.
4. Уровень организационного сознания, объединяющий первые три.
Адаптивные организации рассматривают в каждый момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.