Первым этапом разработки антикризисной стратегии является диагностика состояния предприятия, анализ внешних и внутренних факторов с целью выявления причин кризиса.
1. Анализ макросреды. При проведении этого анализа исследуют четыре сектора макросреды: политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение.
2. Анализ конкурентной среды. Пять составляющих: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Собрав информацию о внешней среде, можно попытаться смоделировать ее методом сценариев.
Сценарий – это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем.
Обычно создается несколько сценариев, на которых опробуются варианты антикризисных стратегий предприятия.
Другим методом оценки состояния внешней среды является SWOT-анализ.
Пять основных моментов анализа:
1. Эффективность текущей стратегии.
На этом этапе определяются положение предприятия среди конкурентов, размеры рынка, группы потребителей, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка проводится на базе количественных показателей.
2. Сила и слабость, возможности и угрозы.
Самым удобным способом оценки стратегического положения компании является SWOT-анализ.
3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.
На этом этапе определяется как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов. Учитываются все составляющие стоимости товара/услуги и их влияние нее.
4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.
Проводится по следующим показателям: качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.
5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.
Без четкой формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии нельзя приступать к формированию антикризисной стратегии. Либо в стратегию вносятся небольшие изменения, либо стратегия пересматривается полностью.
По результатам проведенного анализа менеджер должен оценить возможности предприятия сохранять конкурентоспособность в рамках своей прежней миссии и выйти из кризиса. При необходимости, миссия корректируется. Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может стать весомым аргументом для изменений в стратегии. Миссия включает следующее:
1. Провозглашение убеждений и ценностей.
2. Виды продукции или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять).
3. Рынки, на которых будет работать предприятие:
Ø Способы выхода на рынок;
Ø Технологии, которые будет использовать предприятие;
Ø Политика роста и финансирования.
Следом за корректировкой миссии корректируются цели предприятия. Цели отражают желаемые результаты, которых предприятие должно достигнуть в будущем.
Процесс стратегического планирования заканчивается разработкой и формулированием стратегических альтернатив выхода из К и осуществлением выбора стратегии.
После выбора стратегии начинается этап тактического планирования, связанный с реализацией выбранной стратегии, оценкой и контролем результатов.