Введение………………………………………………………………………….
|
|
1. Понятие и сущность маркетинга ………………………………………….
|
|
1.1. Маркетинг как философия и методология современного
предпринимательства …………………………………………………….
|
|
1.1.1. Системный подход к определению сущности маркетинга …………….
|
|
1.1.2. Понятие маркетинга и его цели ………………………………….............
|
|
1.1.3. Принципы маркетинга ……………………………………………………
|
|
1.2. Эволюция концепций маркетинга ………………………………….......
|
|
1.2.1. Концепция совершенствования производства ………………………….
|
|
1.2.2. Концепция совершенствования товара ……………………………........
|
|
1.2.3. Концепция интенсификации коммерческих усилий …………………...
|
|
1.2.4. Концепция маркетинга …………………………………………………...
|
|
1.2.5. Социально-этическая концепция маркетинга …………………………….
|
|
1.2.6. Инновационные маркетинговые концепции ……………………………
|
|
1.3. Функции маркетинга ………………………………………………..........
|
|
1.3.1. Аналитическая функция ………………………………………………….
|
|
1.3.2. Производственная функция ……………………………………………...
|
|
1.3.3. Сбытовая функция ………………………………………………………..
|
|
1.3.4. Функция управления и контроля ………………………………………..
|
|
1.4. Виды и задачи маркетинга ………………………………………………
|
|
1.4.1. Виды маркетинга …………………………………………………………
|
|
1.4.2. Задачи маркетинга ………………………………………………………..
|
|
1.4.3. Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса …………………
|
|
2. Маркетинговые исследования …………………………………………….
|
|
2.1. Внешняя среда маркетинга ……………………………………………...
|
|
2.1.1. Микросреда маркетинга и ее составляющие …………………………...
|
|
2.1.2. Макросреда функционирования фирмы ………………………………...
|
|
2.2. Система маркетинговой информации о рынке и методы ее сбора …
|
|
2.2.1. Маркетинговая информационная система и её составляющие ………..
|
|
2.2.2.Система внутрифирменной отчётности. Маркетинговые разведывательные
данные ………………………………………………………………………..
|
|
2.2.3. Методы сбора маркетинговой информации …………………………….
|
|
2.3. Классификация и сущность видов маркетинговых исследований ...
|
|
2.3.1. Маркетинговые исследования …………………………………………...
|
|
2.3.2. Процесс маркетинговых исследований …………………………………
|
|
2.3.3. Количественные и качественные методы исследований ………………
|
|
2.4. Сегментирование рынка ………………………………………………....
|
|
2.4.1. Понятие и основные виды сегментации рынка ………………………...
|
|
2.4.2. Сегментирование потребительского рынка …………………………….
|
|
2.4.3. Оценка и выбор целевых рынков ………………………………………..
|
|
2.4.4. Этапы процесса сегментирования ………………………………………
|
|
2.4.5. Сегментирование рынков организованных потребителей …………….
|
|
3. Комплекс маркетинга ………………………………………………………
|
|
3.1. Товар в системе комплекса маркетинга ……………………………….
|
|
3.1.1. Товар и его характеристика ……………………………………………...
|
|
3.1.2. Жизненный цикл товара ………………………………………………….
|
|
3.1.3. Понятие нового товара и этапы его разработки ………………………..
|
|
3.1.4. Позиционирование товара ……………………………………………….
|
|
3.1.5. Товарный ассортимент и номенклатура ………………………………...
|
|
3.1.6. Товарная марка и товарный знак ………………………………………..
|
|
3.1.7. Упаковка товара и его маркировка ……………………………………...
|
|
3.2. Цена в системе комплекса маркетинга…………………………………
|
|
3.2.1. Определение цены. Внутренние и внешние факторы ценообразования.
|
|
3.2.2. Виды цен …………………………………………………………………..
|
|
3.2.3. Методы ценообразования ………………………………………………..
|
|
3.2.4. Стратегии ценообразования ……………………………………………..
|
|
3.3. Система товародвижения ………………...................................................
|
|
3.3.1. Понятие каналов распределения ………………………………………...
|
|
3.3.2. Уровни каналов распределения и их структура ………………………..
|
|
3.3.3. Вертикальные, горизонтальные и комбинированные маркетинговые системы ………………………………..................................................................
|
|
3.3.4. Товародвижение и управление логистикой …………………………….
|
|
3.4. Маркетинговые коммуникации ………………………………………...
|
|
3.4.1. Комплекс маркетинговых коммуникаций ………………………………
|
|
3.4.2. Реклама ……………………………………………………………………
|
|
3.4.3. Связи с общественностью (public relations)……………………………..
|
|
3.4.4. Стимулирование сбыта …………………………………………………..
|
|
3.4.5. Личные продажи …………………….........................................................
|
|
4. Управление маркетингом ………………………………………………….
|
|
4.1. Маркетинговые стратегии, рыночные стратегии…………………….
|
|
4.1.1. Понятие и проблемы стратегического планирования ………………….
|
|
4.1.2. Принципиальная схема стратегических решений фирмы
|
|
4.1.3. Модель анализа бизнес-портфеля Бостонской консалтинговой группы ..
|
|
4.1.4. Модель оценки бизнес-портфеля General Electric ……………………..
|
|
4.1.5. Модель возможностей развития товара/рынка И. Ансоффа …………..
|
|
4.1.6. Анализ конкурентных сил М. Портера ………………………………….
|
|
4.2. Планирование и контроль в маркетинге ………………………………
|
|
4.2.1. Определение, цели и задачи планирования …………………………….
|
|
4.2.2. Способы планирования и виды планов в маркетинге ………………….
|
|
4.2.3. Стратегическое и оперативное планирование ………………………….
|
|
4.2.4. Маркетинговый контроль ………………………………………………..
|
|
4.3. Бюджет маркетинга ……………………………………………………….
|
|
4.3.1. Понятие бюджета маркетинга …………………………………………...
|
|
4.3.2. Методы формирования бюджета маркетинга …………………………..
|
|
4.4. Организация службы маркетинга ………………………………………
|
|
4.4.1. Место маркетинговых служб в организационной структуре фирмы …
|
|
4.4.2. Особенности организационного построения службы маркетинга ……
|
|
4.4.3. Взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями
предприятия ………………………………………………………………
|
|
5. Области применения маркетинга ………………………………………...
|
|
5.1. Международный маркетинг ……………………………………………..
|
|
5.1.1. Особенности, цели и основные задачи международного маркетинга ...
|
|
5.1.2. Этапы принятия решения по выходу на международные рынки ……..
|
|
5.1.3. Стратегии проникновения на зарубежные рынки ……………………...
|
|
5.2. Интернет-маркетинг ……………………………………………………...
|
|
5.2.1. Интернет-маркетинг: понятие, инструменты ……………………………..
|
|
5.2.2. Виды рекламы и основные задачи рекламной кампании в Интернет .....
|
|
5.2.3. Методы оценки эффективности рекламной кампании в Интернет ……...
|
|
5.3. Маркетинг услуг …………………………………......................................
|
|
5.3.1. Природа и характеристика услуги ………………………………………
|
|
5.3.2. Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг ……………..
|
|
5.4. Маркетинг и общество …………………………………………………...
|
|
5.4.1. Теории мотивации ………………………………………………………..
|
|
5.4.2. Модель покупательского поведения, характеристики, влияющие на
поведение потребителей …………………………………………………
|
|
5.4.3. Процесс принятия решения о покупке ………………………………….
|
|
Заключение…………………………………………………………………
|
|
Список литературы……………………………………………………….
|
|
Переход к новым экономическим отношениям в России, становление рыночной системы определяет новые требования к профессиональным знаниям, получаемым студентами в высших учебных заведениях.
По мере перехода к нормальным рыночным отношениям происходит формирование нового для нас, но хорошо известного в мире маркетингового подхода к решению проблем управления производством и реализацией товаров и услуг в интересах потребителя.
Развитие рынка и потребительской культуры оставляет все меньше возможностей для фирм, действующих на рынке «в зависимости от обстоятельств» по наитию менеджера или с учетом только его личного опыта. Необходимым для выживания становится системный подход к освоению и регулированию рынка, на котором работает компания.
Это обуславливает необходимость введения курса «Маркетинг» в программу обучения будущих специалистов. Изучение наиболее эффективных методов и приемов маркетинга становится все более актуальным и позволяет студенту, получающему квалификацию экономиста-менеджера закрепить теоретические знания, приобретенные в университете, овладеть практическими навыками разработки плана маркетинга.
Целью курса лекций является систематизация и закрепление теоретических знаний студентов в области маркетинга. Задачи курса лекций: формирование у студентов нового, современного экономического мышления; выработка навыков и умения работать в условиях рыночной экономики, а именно: проводить маркетинговые исследования, осуществлять сегментирование рынка, знать основы рекламной деятельности, разрабатывать ценовые стратегии, уметь формировать спрос и стимулировать сбыт, разрабатывать стратегии маркетинга.
Курс «Маркетинг» изучается студентами специальности 080502 очной формы обучения в 5 семестре (общая трудоёмкость 160 часов, лекции – 36 часов, практические занятия 36 часов), студентами заочной формы обучения в 6 семестре (общая трудоёмкость 160 часов, лекции – 14 часов, практические занятия 4 часа). Итоговый контроль – экзамен.
В курсе лекций рассмотрены принципы и функции маркетинга как современной концепции управления деятельностью предприятия, основные направления и методы маркетинговых исследований, поведение потребителей на рынке, сегментирование рынка и позиционирование товара, вопросы практической реализации маркетинговых планов и программ, организация маркетинга на предприятии.