Формализуем финансовые взаимосвязи в национальной хозяйственной системе. Для этого обозначим некоторые предпосылки.
(1) Универсальность закона роста эффективности хозяйственной деятельности, который и обусловливает появление всех социальных институтов (включая государство).
(2) Общественная значимость функций основных участников экономической системы.
(3) Необходимость оценки эффективности финансов с точки зрения использования участниками перераспределенной доли дохода общества.
Итак, основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются:
(1) частный бизнес — производители материальных и нематериальных благ и услуг;
(2) население — потребители этих ценностей;
(3) государство как институт, создающий условия для максимизации полезностей частного бизнеса и населения.
Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помощью таких макроэкономических показателей, как:
• валовой внутренний продукт (ВВП — текущая стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенного периода времени (главным образом, года) на экономической территории страны);
• национальный доход (НД — вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);
• инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике в процентах);
• сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношение доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците — при превышении расходов над доходами, либо в профиците — при превышении доходов над расходами);
• сальдо текущих операций (соотношение совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);
• потребительский и отложенный спрос населения (часть национального дохода, которая расходуется на потребление, и часть его, которая сберегается соответственно);
• сальдо торгового и платежного балансов (результат операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той целью развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.
Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов — системы взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны):
Y = С + I + G,
где Y — Gross Domestic Product — ВВП по расходам;
С — Consumption — потребительские расходы домашних хозяйств;
I — Investment — инвестиционные расходы частного бизнеса;
G — Government Spending — государственные расходы.
В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов).
В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитываются экспортно-импортные операции:
Y = С + I + G + (EX − IM),
где EX − IM — (Export − Import) — сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна; если импорт больше экспорта, то она отрицательна.
Исходя из этой формулы, годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y — ВВП — в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (EX − IM), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.
Другими словами, если государство при прочих равных условиях перераспределяет с помощью финансов доли ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.
Таким образом, влияние государственных расходов отражается на всех составляющих макроэкономического тождества: как на потребительских расходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого понимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макроэкономического тождества. Функция потребления примет вид
C = a + b(1 − t)Y,
где а — константа, характеризующая некую величину потребления вне зависимости от доходов;
b — предельная склонность к потреблению;
t — ставка подоходного налога;
Y — доход домашних хозяйств.
Графическая интерпретация зависимостей, описанных функцией потребления, представлена на рис. 1.1. Положительная функция потребления демонстрирует прямую зависимость между уровнем располагаемого дохода домашних хозяйств и уровнем их потребления. Угол наклона графика функции потребления обозначает предельную склонность к потреблению и показывает, в какой степени меняется потребление в зависимости от изменения располагаемого дохода, на величину которого непосредственное влияние оказывают финансы.
Рис. 1.1. Взаимосвязи переменных в функции потребления домашних хозяйств
Что касается инвестиционной функции, то она имеет следующий вид:
I = е − dR,
где е — константа, показывающая инвестиционные расходы вне зависимости от ставки процента (амортизационные отчисления);
d — предельная склонность к инвестированию;
R — процентная ставка.
Графическая интерпретация функции инвестиций приведена на рис. 1.2. С ростом ставки процента спрос на инвестиции падает. Рост процентной ставки означает, что стоимость фондов, необходимых для инвестирования, возрастает. Будут реализованы только те инвестиционные проекты, которые исключительно прибыльны.
В связи с этим в качестве эффективных могут рассматриваться только те финансовые отношения, которые приводят к расширению производства.
Рис. 1.2. Взаимосвязи переменных в функции инвестиций
Функция чистого экспорта (разницы экспорта и импорта) записывается следующим образом:
X = g − mY,
где g — константа;
т — коэффициент при ВВП, означающий предельную склонность к импорту и показывающий, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на т рублей.
Из этой формулы следует, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на т рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии:
• как чистый экспорт, так и потребление зависят от дохода;
• однако чистый экспорт сокращается на т рублей на каждый рубль роста дохода;
• потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению) на каждый рубль роста дохода.
Тогда государственные расходы (или финансы) можно поставить в зависимость от составляющих макроэкономического тождества следующим образом:
G = Y − [C + I + (EX − IM)] = Y − [(a + b(1 − t)Y) + (e − dR) + NE] =
= Y − a − b(1 − t)Y − e + dR − NE = Y[1 − b(1 − t) + m] − a − e + dR − g.
Из полученного выражения
G = Y[1 − b(1 − t) + m] − a − e + dR − g
можно сделать выводы, что существует следующая зависимость государственных расходов:
• прямая — от величины ВВП, поступлений подоходного налога, предельной склонности к потреблению и процентной ставки, а также от предельной склонности к импорту;
• обратная — от предельной склонности потребителей к сбережению, от константы потребления, автономных инвестиций (амортизации).
В экономических системах хозяйствующие субъекты всегда делают выбор при формировании своих расходов в условиях ограниченных доходов. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим образом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи означает упущенную возможность купить другую нужную вещь.
Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хозяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных (общественных) товарах и услугах могут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов. Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (доходов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т.п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приобретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, население и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то, необходимого им, — каких-то товаров или услуг. В этой связи возникает правомерный вопрос: равноценны ли, по мнению налогоплательщиков, те жертвы, которые связаны с их налогообложением (содержанием государства) и соответствующими потерями в покупательной способности.
В конечном итоге, исходя из макроэкономического тождества, можно с определенностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспроизводства ВВП и НД в реальном выражении, то есть физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравнению с предыдущим с учетом инфляции.