Для того, чтобы не допустить принятие бюджетными организациями на себя обязательств по осуществлению расходов, за счет средств федерального бюджета сверх бюджетного финансирования, выделяемого им, было принято постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 806, которое утвердило «Положение об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета».
С 1999 г. учреждения, финансируемые из бюджета, представляют в территориальные органы (Федерального казначейства договоры на поставку продукции и иные документы об обязательствах, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ.
Бюджетные организации при заключении договора на поставку продукции и возникновении иных обязательств обязаны исходить из доведенных им лимитов бюджетных обязательств, объем которых не может быть превышен принятыми обязательствами.
Договоры учитываются казначейством в пределах остатка лимита бюджетных обязательств на текущий год. При этом лимиты не препятствуют заключению договоров на поставку продукции на срок, превышающий пределы финансового года.
Договор на поставку продукции на срок, превышающий пределы финансового года, подлежит первоочередному учету в следующем году за счет лимитов нового финансового года.
Распорядители бюджетных средств не могут уменьшать установленные находящемуся в их ведении учреждению лимиты бюджетных обязательств, если учреждением уже приняты под них обязательства.
Приказом министра финансов РФ от 13 августа 1999 г. № 55н, зарегистрированном в Минюсте 26 августа 1999 г. № 1876, утверждены Правила учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с этими правилами органы Федерального казначейства учитывают бюджетные обязательства по договорам на поставку продукции, приобретаемой учреждением в течение финансового года, по определенным Правительством РФ кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ. Обязательства по договору на поставку продукции, подлежащие исполнению за счет бюджетных и внебюджетных средств, учитываются органом Федерального казначейства только в части, исполняемой за счет средств федерального бюджета.
Порядок учета бюджетных обязательств. Учет бюджетных обязательств, вытекающих из договора на поставку продукции, осуществляется органом Федерального казначейства на основании представленных бюджетной организацией оригинала договора и его копии, а также расшифровки к договору на поставку продукции, работ и услуг за счет средств федерального бюджета.
При приеме документов, для постановки на учет бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия стоимости договора на поставку продукции, подлежащей оплате за счет средств федерального бюджета, сумме, указанной в расшифровке. Показатели расшифровки записываются в Журнал учета договоров на принятие бюджетных обязательств.
Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора на поставку продукции в орган Федерального казначейства у бюджетной организации имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ. Объем свободного остатка по коду бюджетной классификации РФ определяется как разница между установленным учреждению лимитом бюджетных обязательств на финансовый год и суммами, принятых с начала года на учет бюджетных обязательств и кассового расхода с начала финансового года по прочим денежным обязательствам.
При принятии на учет бюджетному обязательству присваивается уникальный последовательный в пределах учреждения и финансового года учетный номер, который проставляется ответственным исполнителем органа Федерального казначейства в соответствующей строке расшифровки.
На оригинале договора на поставку продукции, бюджетные обязательства, по которым приняты на учет, ответственный исполнитель органа Федерального казначейства проставляет дату принятия их на учет, персональный штамп и подпись, а также указывает учетные номера бюджетных обязательств, присвоенные органом Федерального казначейства, и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации РФ. Оригинал договора на поставку продукции возвращается бюджетной организации, а его копия и расшифровка остаются в органе Федерального казначейства.
В случае принятия учреждением бюджетных обязательств по договору на поставку продукции по нескольким кодам бюджетной классификации РФ, что видно из расшифровки, такие обязательства учитываются раздельно с присвоением учетного номера каждому бюджетному обязательству. При этом стоимость каждого бюджетного обязательства не должна превышать не использованный учреждением лимит бюджетных обязательств отдельно по каждому коду бюджетной классификации РФ.
В случае непринятия на учет бюджетного обязательства оригинал договора на поставку продукции возвращается учреждению органом Федерального казначейства с отметкой об отказе в учете, а его копия с расшифровкой остается в органе Федерального казначейства.
Бюджетные обязательства вносятся в карточку контроля за бюджетными обязательствами, которая открывается бюджетной организацией отдельно по каждому коду бюджетной классификации РФ. После принятия на учет бюджетного обязательства производится уменьшение суммы не использованного учреждением лимита бюджетных обязательств. Сумма принятых на учет бюджетных обязательств и кассового расхода прочих денежных обязательств с учетом возвратов средств поставщиками продукции не должна превышать утвержденный лимит бюджетных обязательств по каждому коду бюджетной классификации РФ.
Для обеспечения учета исполнения бюджетного обязательства в платежных поручениях в поле «Назначение платежа» учреждением дополнительно указывается учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный органом Федерального казначейства.
В карточке контроля за бюджетными обязательствами по соответствующему коду бюджетной классификации РФ подлежат отражению все операции по оплате расходов и возврату средств, включая оплату прочих денежных обязательств. Каждый платеж, производимый по прочим денежным обязательствам, проверяется на непревышение свободного остатка лимита бюджетных обязательств.
При внесении изменений в бюджетные обязательства бюджетной организацией представляется в орган Федерального казначейства оригинал дополнительного договора и его копия с расшифровкой к изменениям бюджетных обязательств. В расшифровке к изменениям обязательств указываются учетные номера бюджетных обязательств по изменяемому договору на поставку продукции (или последнему дополнительному договору к нему), новая сумма договора и новый график исполнения бюджетных обязательств. Новые объем и график оплаты обязательства не должны противоречить фактически исполненной части договора на поставку продукции.
Органом Федерального казначейства документы на внесение изменений в бюджетные обязательства проверяются и оформляются в том же порядке, что и по основному договору на поставку продукции.
После принятия на учет изменений бюджетному обязательству присваивается новый учетный номер, который проставляется в расшифровке к изменениям обязательств. В карточку контроля за бюджетными обязательствами заносятся соответствующие данные.
По окончании финансового года формируется ведомость контроля неисполненных бюджетных обязательств по каждому учреждению. Принятые на учет и не завершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимита бюджетных обязательств нового года.
В новом финансовом году переучет незавершенных бюджетных обязательств органы Федерального казначейства осуществляют на основании представленных учреждением оригиналов договоров на поставку продукции (либо последнего дополнительного договора к нему) с отметками органа Федерального казначейства о принятии их на учет и расшифровок к изменениям обязательств.
В расшифровке к изменениям обязательств указывается сумма неисполненного бюджетного обязательства, подлежащая оплате из средств федерального бюджета в новом финансовом году, а также учетный номер незавершенного бюджетного обязательства в истекшем финансовом году.
Расшифровка к изменениям обязательств вносится в журнал и оформляется в установленном порядке.
В случае принятия учреждением решения о досрочном прекращении бюджетного обязательства оформление завершения бюджетного обязательства осуществляется органом Федерального казначейства на основании копии документа, послужившего основанием для таких изменений, и соответствующей расшифровки к изменениям обязательств.
Все включенные в ведомость незавершенные бюджетные обязательства в новом финансовом году вновь принимаются на учет или снимаются с учета в порядке, установленном для внесения изменений в бюджетные обязательства. При этом в ведомости в графе «Примечания» указывается отметка о принятии или снятии с учета бюджетного обязательства.
Оригинал договора на поставку продукции или дополнительного договора возвращается бюджетной организации с новой отметкой органа Федерального казначейства.
При реорганизации или ликвидации учреждения неисполненные бюджетные обязательства должны быть урегулированы соответственно правопреемником или вышестоящим распорядителем бюджетных средств.
Вопросы для самопроверки
1. Где и для чего открываются лицевые счета бюджетных учреждений, финансируемых из Федерального бюджета?
2. В чем заключаются функции Федерального казначейства по обслуживанию лицевых счетов бюджетных учреждений?
3. В чем экономический смысл ведения лицевых счетов через систему Федерального казначейства?
4. Что такое санкционирование расходов бюджетных учреждений и для чего оно осуществляется?
5. Как осуществляется учет бюджетных обязательств по договорам на поставку продукции?
6. Для чего органы Федерального казначейства осуществляют учет обязательств бюджетных организаций по договорам на поставку продукции?
7. Как контролируются расходы бюджетных организаций через систему Федерального казначейства?
8. Чем был вызван переход к системе казначейского ведения счетов бюджетных организаций? Почему для этого нельзя было использовать, как и раньше, банковскую систему РФ?
9. В чем заключаются функции банка, обслуживающего систему Федерального казначейства?
10. Какова особенность проведения платежей бюджетной организации при расчетах с контрагентами через систему казначейства?