Финансовая политика – это деятельность, направленная на реализацию экономической стратегии фирмы. Это единство стратегии и тактики. Целью является привлечение эффективного использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов для повышения эффективности компании.
Этапы для разработки финансовой стратегии:
1. Анализ, предшествующий финансовой стратегии.
2. Обоснование стратегических целей финансовой политики.
3. Координация финансовой стратегии с другими элементами экономической стратегии.
4. Определение сроков действия с финансовой стратегией. Конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения (разработка конкретных мероприятий с указанием результата этапа)
5. Определение структурных единиц и персоналии, ответственных за выполнение заданий. Разработка финансовой политики, выработка финн страт предполагает её разработку по элементам. В качестве элементов выступают: кредитная политика (предоставление кредитов, дебиторская зад), заемная политика (определяет источники), дивидендная политика, инвестиционная политика, учетная политика, ценовая политика, политика в области оплаты и расчетов, политика в области оплаты, амортизационная политика. Также элементом является финансовая тактика. Эта оперативная финансовая работа на предприятии, связанная с реализацией узких текущих затрат предприятия. Финансовая тактика опирается на оперативное (месяц) и текущее (1 год) планирование.
Критерии успешности управления финансами – это достижение экономической цели:
• Выживание фирмы
• Рост стоимости бизнеса
• Минимизация затрат
• Максимизация прибыли
• Рост объемов производства
• Лидерство в борьбе с конкурентами
Организационная структура финансового управления зависит от следующих факторов:
1. Объема бизнеса
2. Отраслевой принадлежности
3. Этапы развития бизнеса и его стратегической цели
4. Понимание данной структуры менеджментом (человеческий фактор)
Основные центры в организационной структуре управления финансами и компанией
1. Центр финансовых исследований, финансового прогнозирования и планирования
2. Центр привлечения заемных средств и эмиссии ценных бумаг
3. Центр инвестиций
4. Центр антикризисного управления и страхования
5. Центр управления денежными потоками
Эти отдела могут быть поделены на подразделения.
Концепции ФМ.
В мировой практике существует 2 концепции менеджмента. Они отличаются постановкой цели, выбором источника финансирования и объектом инвестирования. Одна американская (рыночная), вторая (германия, Япония). Не смотря на различия в конкретных странах для каждой страны есть свойственные характерные черты.
Американскую модель называют также рыночной или аутсайдерской. Она базируется на распылении капитала (компании финансируются за счет владельцев собственного и заемного капитала путем эмиссии акций и облигаций). Для данной модели характерно также относительно слабое участие собственника в управлении и контроля над денежными потоками. Многочисленные мелкие держатели акций и облигаций участвуют в управлении косвенно. При стопроцентном собственном капитале цель инвестора формулируется как максимизация рыночной капитализации. При наличии заемного капитала и необходимости учета интересов кредитора цель трансформируется максимизации всего капитала компании.
Инсайдерская концепция (ориентированная на банки). Данная модель основана на концентрации капитала вокруг крупных банков связанной финансовой системы. Для нее характерно слабой дробление заемного капитала и существование прямых финансовых зависимостей между контрагентами. Т.е. система является связанной. При такой структуре собственности меняются акценты принятия решения менеджерами, максимизация капитала редко выступает в качестве результата деятельности. На первое место выходят такие показатели как доходность на вложенные средства, выход на мировые рынки и установление новых финансовых зависимостей.
Основные различия концепций финансового менеджмента.