• отсутствием стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные I ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;
• большим числом рисков по сравнению с рисками, традиционно существующими на развитых рынках. Это политические риски (включая риски изменения экономического курса), риски введения валютных ограничений, риски увеличения налогового бремени, риски проведения приватизации, незаконного захвата собственности и многие другие;
• отсутствием развитой системы страхования рисков. Широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, такие, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, способствующие минимизации риска, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют, или находятся только в стадии становления. Это значительно уменьшает возможности минимизировать риски и повышает риски, которые несут участники операции на развивающихся финансовых рынках, увеличивая их потери при наступлении неблагоприятного события;
• недостаточно развитой инфраструктурой;
• становлением законодательной базы, регулирующей операции на рынке;
• отсутствием отлаженной информационной системы;
• низкой ликвидностью и надежностью большинства ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке;
• отсутствием доверия со стороны продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам;
• незначительными объемами предлагаемых к продаже финансовых ресурсов, что ставит национальные развивающиеся рынки в зависимость от притока капитала с мирового рынка;
• низкой эффективностью финансового рынка;
• стадией создания системы государственного надзора и регулирования на финансовых рынках, что еще больше увеличивает уровень риска проведения операций на развивающихся финансовых рынках;
• трудностью доступа резидентов на финансовые рынки других стран. Это объясняется высокими рисками, связанными с предоставлением им средств. Развивающиеся финансовые рынки функционируют обособленно от мирового рынка.
Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель финансового рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых финансовых рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом.
По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов XX в. В 1997 г. в РФ действовали 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн неденоминированных рублей. Функционировали более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 г. стали активно создаваться НПФ, число которых приближалось к 300. Более 40 млн россиян стали акционерами.
Активно создавалась и нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.
Однако практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны из-за их высокой стоимости, а также потому, что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.
После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные и количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций и снизилась доля государства. Однако, как и до кризиса, финансовый рынок России остается в группе развивающихся (создающихся) рынков.