- информ управляющие системы (ИУС) ( технология автоматизированного сбора данных )
Информатика - это совокупность фундаментальных научных направлений, изучающие технические программы, алгоритмические аспекты процессов накопления, передачи, обработки данных, использование этих данных в различных областях.
Информатика - это совокупность научных направлений, изучающие процессы обработки данных с помощью средств вычислительной техники.
Основные направления:
- hardware ( железо)
- software ( программы)
- brain ware ( мозги)
Интерфейс ( ср-во общения)
Пользовательский ( взаимодействие человека с компьютером)
Понатие алгоритма и его свойства. Пример – алгоритм перемножения двух целых чисел.
Алгоритм ( рецепт)
Исполнитель алгоритма ( имеет набор команд СКИ ( система команд исполнителя) , действует формально, работает в рамках системы, не может сам додумать что-то)
Алгоритм – понятная и точная совокупность действий, предписанная исполнителю, направленна на достижение поставленной цели.
Алгоритм умножения. ( умножить одно целое число на другое , если исполнитель не знает действия умножения).
3. Выполнимость ( инструкция определенна, присвоить х наибольшее значение <1 нет значений, инструкция невыполнима)
4. Конечность ( алгоритм выполнен за конечное число операций) ( Ш1 присвоить I=0. Ш2присвоить I=I+1. Ш3 перейти к Ш1)
5. Эффективность
6. Массовость
7. Многократность
8. Дискретность
Средства описания алгоритмов. Примеры.
-словесный;
-формульно-словесный;
-программный;
-с помощью стандартных графических объектов (геометрических фигур) – блок-схемы.
Словесное описание
Это, по существу, обычный язык, но с тщательным отбором слов и фраз, не допускающих лишних слов, двусмысленностей и повторений. Дополняется язык обычными математическими обозначениями и некоторыми специальными соглашениями. Алгоритм описывается в виде последовательности шагов. На каждом шаге определяется состав выполняемых действий и направление дальнейших вычислений. При этом, если на текущем шаге не указывается какой шаг должен выполняться следующим, то осуществляется переход к следующему шагу.
ПРИМЕР : Найти наибольшего из трёх заданных чисел a, b, c.
• 1. Сравнить a и b. Если a>b,то в качестве максимума t принять a, иначе (a<=b) в качестве максимума принять b (t=b).
• 2. Сравнить t и c. Если t>c, то перейти к шагу 3. Иначе (t<c) принять в качестве максимума c (t=c).
• 3. Принять t в качестве результата.
Формульно-словесное описание(аналогично пункту 1, плюс параллельная демонстрация используемых формул). В качестве примера можно привести ведение лекций преподавателем (словесный способ) с одновременной записью формул на доске (формульный).
Программное описание(т.е. тексты на языках программирования)
Агоритм, записанный на языке программирования называется программой.Словесная и графическая форма записи алгоритма предназначены для человека. Алгоритм, предназначенный для исполнителя на компьютере записывается на языке программирования (языке, понятном ЭВМ). Сейчас известно несколько сот языков программирования. Наиболее популярные: Бейсик, Си, Паскаль, Пролог, ПЛ, Ада и т.д. Пример программы на языке программирования Паскаль:
Program Summa;
Var
i,N : integer; x, S : real;
Begin
ClrScr;
write (‘Сколько чисел для сложения? ‘);
readln (N);
S:=0; i:=1;
while i<=N do
begin
write (‘Введите ‘,i,’-е число ’);
readln (x);
S:=S+x;
i:=i+1;
end;
write (‘Сумма введенных чисел равна ‘,s:5:2);
readln;
End.
Графическое описание (блок-схемы) Графический способ описания алгоритма - это способ представления алгоритма с помощью блок-схемам, каждая из которых описывает шаги алгоритма. Внутри блока записывается описание команд или условий (Пример – блок-схема для программы нахождения корней квадратного уравнения)
Языки программирования
Язык программирования – формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя
Всего в мире насчитывается используемых языков программирования порядка сотни.
Уровень языка определяет детализация команд: чем меньше дет-я, тем выше уровень.
Существует следующая классификация языков программирования:
1. Низкоуровневые
a. Машинные языки (Автокоды)
b. Машинно-ориентированные (Ассемблер)
2. Высокоуровневые (машинно-независимые)
a. Процедурные (Basic, Pascal, Си) – для однозначного написания алгоритмов