Россия располагает значительными запасами природных ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
Природно-ресурсный комплекс обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Именно поэтому при разработке долгосрочной стратегии развития России ключевое место отводится природно-ресурсному комплексу и его роли в обеспечении национальной безопасности.
Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В свою очередь национальная безопасность включает в себя национальную экономическую безопасность, а та – региональную экономическую безопасность.
Обеспечение региональной экономической безопасности является частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[35] принятой в конце 2008 года. В ней определено, что одним из главных направлений в данной сфере на среднесрочную перспективу является создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития и использования имеющихся природных ресурсов. Помимо этого в ней указаны риски и угрозы, способные оказать негативное воздействие на состояние экономической безопасности. К ним относятся:
- сохранение экспортно-сырьевой модели развития регионов и национальной экономики в целом;
- снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;
- потеря контроля над национальными ресурсами;
- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики.
Наряду с вышеперечисленными факторами, прямое крайне негативное воздействие, на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов.
Именно поэтому вопросу о роли природно-ресурсного комплекса в обеспечении экономической безопасности Северо-Западного федерального округа уделяется столь повышенное внимание, как со стороны властей субъектов, входящих в него, так и со стороны федерального правительства.
К мерам с целью предотвращения или минимизации возможных угроз экономической безопасности относится:
во-первых, осуществление перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;
во-вторых, развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;
в-третьих, оптимизация объема и расширение диверсификации источников инвестиций при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;
в-четвертых, усовершенствование механизма государственного регулирования экспортно-импортных операций в сфере природных ресурсов;
в-пятых, осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
в-шестых, углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;
в-седьмых, создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов природных ресурсов.