Бюджет – центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Парламентом РФ и Президентом РФ.
Экономическая сущность государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Существует три подхода к определению бюджета:
По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами.
Эти отношения возникают по поводу перераспределения национального дохода.
Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, имеющей особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев отношений.
Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:
единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);
самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);
полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);
сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);
эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);
общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);
гласности (ст. 36 БК РФ);
достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);
адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:
- федерального бюджета РФ;
- бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
- местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:
1) текущие (на обеспечение текущих потребностей);
2) капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.