Финансовый контроль – это совокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке финансов и связанных с ними операций и действия гос. органов власти, муниципальных образовательных предприятий, учреждений и населения с применением специальных форм и методов организации.
Фин. контроль выполняет 3 функции:
проверка расходов гос. средств.
проверка своевременности и полноты мобилизации средств в гос. ресурсы по всем звеньям финн. системы.
проверка соблюдения правил учёта и отчётности (наблюдение, анализ, обследование, проверка, надзор и ревизия).
Цель финн контроля – это реализация финн. политики.
Финансовый контроль классифицируется по следующим признакам:
По времени проведения различают три формы финансового контроля:
предварительный;
текущий (оперативный);
последующий
В зависимости от экономических субъектов:
государственный;
ведомственный;
внутрихозяйственный;
независимый (аудиторский);
общественный
В зависимости от сферы финансовой деятельности:
бюджетный;
налоговый;
инвестиционный;
валютный;
страховой;
контроль за денежной массой
По форме проведения:
обязательный (внешний);
инициативный (внутренний)
По методам проведения:
проверки;
обследования;
наблюдение (мониторинг);
надзор;
экономический анализ;
ревизия.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.
Различают следующие методы проведения контроля:
проверки документальные и камеральные;
обследования;
надзор;
анализ финансового состояния;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
При проведении проверок отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей исследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Контролирующие органы осуществляют надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
5. Содержание и задачи финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.
Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.
Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и др.
В основу осуществления финансовой политики положен ряд общих и частных (специфических) принципов.
К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:
учет действия объективных экономических законов;
учет конкретных исторических условий;
учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.
К частным (специфическим) принципам можно отнести следующие:
сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;
концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
обеспечение рационального построения финансового механизма.
Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.
Финансовый аппарат - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. К финансовому аппарату относятся: высший орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации; законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления.
Финансовый аппарат целенаправленно воздействует на финансы, осуществляя оперативное управление ими. Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы составляют и исполняют бюджет, реализуют основные направления государственной финансовой политики.
Приоритетами финансовой политики можно назвать:
снижение социальной напряженности;
оздоровление государственных финансов;
восстановление нормального функционирования банковской сферы;
достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;
повышение финансово ―экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;
создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;
искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.