русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Основные направления налоговой политики в 2009 - 2011 годах


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 940; Нарушение авторских прав


Классификация налогов

Система налогов и сборов в Российской Федерации по Налоговому кодексу РФ.

Система налогов и сборов в Российской Федерации.

В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

Доходы и расходы бюджета.

Структура бюджета схематично выглядит следующим образом.

Схема 3.

 
 

 

 


Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, с помощью которого государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

Доходы бюджета.Согласно ст. 6 БК РФ «доходы бюджета − поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета».

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий и населения в государственный бюджет.

К налоговым доходамбюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (ст. 41 БК РФ).

Неналоговыми доходамибюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ − свода бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) являются:



доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования соответствующего имущества);

• доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведение соответственно федеральных органов исполнительной власти и т.д;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);

иные неналоговые доходы.

В доходы бюджетов могут перечисляться безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Это финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме:

§ дотаций(бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов). Эта форма финансовой помощи является традиционной;

§ субсидий(бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов);

§ субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов);

§ иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

§ безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджета.Согласно ст.6 БК РФ «расходы бюджета − выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета».

 

 

Схема 4.

 
 

 

 


 

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1. По роли в общественном воспроизводстве:

Ø затраты на развитие материального производства;

Ø затраты на содержание непроизводственной сферы.

2. По функциональному назначению:

Ø на финансирование народного хозяйства;

Ø социально-культурных мероприятий;

Ø оборона страны;

Ø содержание аппарата управления;

Ø на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Ø на обслуживание государственного долга.

3. По целевому назначению:

Ø капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, то есть расходы на расширенное воспроизводство);

Ø текущие расходы (расходы на управление, военные расходы, платежи по внутренним займам и государственному долгу).

Как отметил Д. Медведев в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 <О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах> бюджетные расходы за 2007-2008 годы в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны[5].

С 1 февраля 2008 г. на 14 процентов увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на 9 процентов повышено денежное довольствие военнослужащих.

Была продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007 г. увеличен размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008 г. предусмотрена ее индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008 г. страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008 г. - еще на 7,5 процента.

В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры "детских" и других социальных пособий. Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2008 год.

Реализованы решения, направленные на капитализацию институтов развития и финансовое обеспечение важнейших инфраструктурных проектов.

Ряд значимых результатов был получен в рамках приоритетных национальных проектов.

В сфере здравоохранения осуществлялись дополнительные денежные выплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Средняя заработная плата врачей первичного звена в 2007 году достигла 22 тыс. рублей.

В сфере образования осуществлялись выплаты за классное руководство - более чем 800 тыс. учителей. За 2006 - 2007 годы предоставлено 20 тыс. грантов лучшим учителям. Гранты на реализацию инновационных образовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено современное учебное оборудование. Завершено подключение всех школ к международной компьютерной сети "Интернет".

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" оказала существенное воздействие на расширение объемов жилищного строительства. За 2007 год они возросли на 19,4 процента и составили 60,4 млн. кв. метров. В 2006 - 2007 годах в уставный капитал открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" внесено 8,2 млрд. рублей, кроме того, ему были предоставлены государственные гарантии в объеме 30 млрд. рублей. Совокупный объем ипотечных кредитов достиг 538 млрд. рублей. Выполнены государственные обязательства по предоставлению жилья 31,2 тыс. семей. Обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета 13,7 тыс. семей ветеранов и инвалидов. Предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий 82 тыс. молодых семей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса за 2006 - 2007 годы привлечены инвестиционные кредиты на срок до 5 лет в объеме 66,3 млрд. рублей, на срок до 8 лет - 148,9 млрд. рублей, кредиты малым формам хозяйствования - на сумму 91,9 млрд. рублей. При федеральной финансовой поддержке обеспечены жильем 32,3 тыс. молодых специалистов на селе. Реализация этого приоритетного национального проекта продолжится в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

Расходы и доходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов лимитируется поступающими бюджетными доходами. Поэтому очень важно установить такой объем расходов, который обеспечивал бы решение стоящих перед обществом задач при минимальных затратах с максимальным эффектом. С другой стороны, правильное использование бюджетных средств приводит к увеличению доходов.

Различают три состояния госбюджета:

- сбалансированное, когда расходная часть равна доходной;

- дефицитное, когда превышение расходов бюджета над его доходами;

- профицитное, когда доходы превышают расходы.

В современном мире нет государства, которое бы не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Однако качества самого дефицита могут быть различны:

Ø дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

Ø дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.);

Ø дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал.

Способы покрытия дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, печатание денег явно или же распространение денег в форме резервов коммерческих банков.

Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год (определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 40 420,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ)[6]:

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 713 821 033,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 057 169 684,0 тыс. рублей;

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ)

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 692 219 365,6 тыс. рублей;

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ)

3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 531 125 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 5 147 500 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 338 302 332,1 тыс. рублей (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 № 324-ФЗ, от 28.04.2009 № 76-ФЗ);

6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 29,8 млрд. евро (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 № 76-ФЗ);

7) дефицит федерального бюджета в сумме 2 978 398 332,6 тыс. рублей (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 № 76-ФЗ)

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы оказывают серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен.

Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Кроме того, с точки зрения создания основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.

Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем экономической политики.

Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

Первое. Бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.

Второе. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу.

К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

При расширении горизонта бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.

На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям.

В целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.

Третье. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Важную роль может сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния. Следует завершить все подготовленные мероприятия по ее введению в действие до конца текущего года.

Четвертое. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

Пятое. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления. С 1 января 2009 г. должны в полном объеме вступить в силу положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

По-прежнему требуется оказание вновь созданным муниципальным образованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.

Шестое. Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.

С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти нормы в максимально возможной степени следует применять и в переходный период.

Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.

Восьмое. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.

Обеспечение надежности размещения средств этих фондов остается безусловным приоритетом.

В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут войти акции и долговые обязательства надежных эмитентов.

Девятое. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия. Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих.

Следует обеспечить полноценный учет имущества казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований.

Десятое. Расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета.

Развитие межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов.

Определение дополнительных сфер государственного управления, в которых могут быть применены принципы делегирования исполнения федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Своевременное принятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для исполнения делегируемых федеральных полномочий и контроля за эффективностью их использования.

Одиннадцатое. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федерального закона должен быть внесен в Государственную Думу уже в 2008 году[7].

Налоговая система является сильнейшим оружием в руках государства, мощным рычагом перераспределения доходов, основным источником финансирования государственных расходов.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Схема 5.

 

 

 
 
Справедливость

 

 


 

 

 

Основные функции налогов:

Ø содержание органов власти и управления;

Ø защита определённых отраслей;

Ø ограничение или фактический запрет на виды деятельности, вредные или опасные с точки зрения государства;

Ø поощрение некоторых видов деятельности;

Ø регулирование уровня экономической активности.

 

 

Виды налогов и сборов в Российской Федерации установлены в ст. 12 НК РФ. В Российской Федерации со дня введения части второй НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные налоги и сборы;

2) налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);

3) местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в ст.13 НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в ст. 14 НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые в ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

Основные элементы налога:

· Налогоплательщик – лицо, которое по закону должно уплачивать налог.

· Носитель налога – тот, кто фактически несёт налоговое бремя. Ценовой механизм позволяет лицу, формально вносящему налог в бюджет, перекладывать часть его на другое лицо.

· Объект налога – то, что облагается налогом. Основными источниками налоговых поступлений являются доходы, товары, капитал.

Различают налоги на доходы юридических и физических лиц. К налогам на товары относят: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налогами на капитал являются следующие налоги: на наследство, на дарение, на имущество, на землю, на недвижимость, на продажу ценных бумаг.

· Источник – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль).

· Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 руб. дохода и т.д.).

· Налоговая ставка – величина налога на единицу налогообложения.

Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. По форме поступления налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с каждого конкретного налогоплательщика согласно законодательству. Косвенные налоги собираются с покупателей через надбавку к цене товара или услуги.

· Налоговые льготы (вычеты) – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

При выполнении налогами функции поощрения определённых видов деятельности большую роль играют налоговые льготы (вычеты). Наиболее известные: ускоренная амортизация; скидки на истощение месторождений; инвестиционный налоговый кредит.

Суть первой льготы состоит в том, что предприятиям законодательно разрешается списывать на амортизацию часть выручки в размерах больших, чем реальный износ основного капитала. Повышение ставки амортизационных отчислений уменьшает размер прибыли, облагаемой налогом, ускоряет оборот основного капитала, способствует техническому совершенствованию производства.

Вторая льгота вводится в добывающих отраслях и направлена на стимулирование инвестиций в эту сферу.

Третья льгота по своей сути представляет финансирование государством частных капиталовложений и рассчитана на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот налог рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается из общей суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, что уменьшает на эту величину стоимость закупаемого производственного оборудования. Инвестиционный налоговый кредит увеличивает дефицит бюджета и инфляцию, однако его отмена, как показывает практика, уменьшает инвестиции и замедляет экономический рост.

· Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

· Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

· Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

· Порядок исчисления налога. НК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

· Сроки уплаты налогов и сборов. Устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

· Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах в установленные сроки.Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Схема 6.

 
 

 

 


Ещё А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Все юридические и физические лица, получающие доходы, обязаны делать налоговые отчисления на содержания государства, в котором они живут и работают, под защитой которого находятся.

2. Условия уплаты налогов должны быть точно определены (по срокам, способам, порядку, суммам платежа).

3. Время и способ взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика.

4. Порядок взимания налогов должен быть простым и дешёвым. Источники налоговых поступлений должны быть защищены от двойного (многократного) налогообложения.

В любом государстве и предприниматели, и потребители, и чиновники пытаются оценивать налоги с точки зрения справедливости и равенства их взимания: те, кто по существу равны, должны облагаться одинаковым налогом; равенство для равных и неравенство для неравных и т.п. Но что понимать под равенством в налогообложении? Может быть, равенство будет достигнуто, если каждый человек заплатит одинаковую для всех сумму налога? Очевидно, что это несправедливо в отношении лиц с низким уровнем доходов. Вряд ли справедливым можно считать подход, при котором с любого вида дохода забирается в виде налога одинаковый процент. Можно еще попытаться уравнять всех людей так, чтобы после уплаты налогов у всех оставалась на руках одинаковая сумма денег. Но кто после этого захочет лучше трудиться и зарабатывать больше?

Очевидно, что идеальной системы налогообложения, которая устраивала бы всех, не существует. Любая система – это определённый прагматический компромисс с разной степенью приближения к идеальным принципам. Само разнообразие существующих налогов – это попытка найти некоторое оптимальное состояние.

Классификация налогов по различным основаниям представлена на схеме 7.

 

 

Схема 7.

 

 


 

 

 


 

Рассмотрим их подробнее.

По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов различают:

Ø прямые налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К ним относятся налог на прибыль предприятий, налог на имущество, земельный налог, подоходный налог и др.;

Ø косвенные налоги, которые включаются в виде надбавки в цене товара или тарифа на услуги и оплачиваются конечным потребителем. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

Ø федеральные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог);

Ø региональные республиканские налоги, то есть налоги республик, краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений, плата за воду);

Ø местные налоги (налог на рекламу, земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.).

По источникам налогов:

Ø налог на доходы (налоги на доходы юридических и физических лиц);

Ø налог на товар (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

Ø налог на капитал (налоги на имущество, наследство, дороги, землю, продажу ценных бумаг).

При оценке той или иной системы налогообложения (или даже отдельного налога) надо исходить из отношения суммы налога с дохода конкретного лица к величине этого дохода. При этом возможны три варианта:

а) пропорциональный налог. В этом случае, сумма налога с каждого человека пропорциональна его доходам;

б) прогрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога увеличивается;

в) регрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога снижается.

Пропорциональный налог взимается по твёрдой ставке к цене, пропорционально купленному количеству. Однако, например, в случае покупки какого-то товара первой необходимости (скажем, хлеба), потребление которого примерно одинаково в семьях с разными доходами, более бедные семьи при равной ставке налога с продаж будут отдавать большую (в процентном отношении) долю своих доходов. Выходит, налог на продажу таких товаров носит по сути дела регрессивный характер. Как показывает практика большинства развитых стран, косвенное налогообложение носит в основном регрессивный характер. Наоборот, подоходный налог почти всегда определяется как прогрессивный. Сложнее обстоит дело с налогообложением прибылей корпораций. Здесь многое зависит от конкретной страны, традиций, особенностей экономической ситуации.

Взаимосвязь ставки налогообложения и дохода государственного бюджета иллюстрирует кривая А. Лаффера.

Ставка

налога

100%

 

50%

 

 

Доход ГБ.

Считается высшей ставкой налогообложения 50-70%.

В идеале налоговая система должна учитывать как интересы физических и юридических лиц, так и интересы государства, общества в целом. Интересы отдельных лиц (как физических, так и юридических) в отношении налогов вполне понятны – чем меньше, тем лучше (хотя многие из них потом будут рассчитывать на помощь государства, одним из источников которой являются налоги). Интересы общества в целом, как принято считать, состоят в том, чтобы собрать как можно большую сумму налогов, во-первых, для сдерживания инфляции, во-вторых, для смягчения спада. Такой взгляд на проблему логично вытекает из анализа кейнсианской модели равновесия национального производства и занятости.

Однако крайне неустойчивое, с частыми спадами и высоким уровнем инфляции развитие экономики ведущих западных стран в 60-70-е гг. (получившее название «стагфляция») породило кризис кейнсианского регулирования, традиционные рецепты которого перестали срабатывать. В начале 80-х гг. Р. Рейган в США и М. Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления в экономической теории.

Неоклассики убеждены, что кейнсианское регулирование не могло справиться со стагфляцией потому, что в центре кейнсианской теории находится совокупный спрос. Как уже отмечалось, Дж.М. Кейнс и его последователи сосредоточились на анализе проблем безработицы, недостаточности совокупных расходов от их воздействия на эффективный спрос. Производственным же издержкам и совокупному предложению в кейнсианской модели отводится второстепенная роль.

В противовес кейнсианской теории представители неоклассического направления выдвинули теорию экономики предложения. По их мнению, экономические потрясения могут быть вызваны не только колебаниями совокупного спроса, но также и изменениями со стороны предложения. Они отмечали, что имевший место в 50-60-е гг. рост влияния государства вызвал увеличение налоговых поступлений в госбюджет, как в абсолютных, так и в относительных размерах (доли налогов в национальном доходе). Вместо ожидавшегося антиинфляционного эффекта экономика многих развитых стран впала в состояние стагфляции, когда падение производства сопровождается высокой инфляцией. Как убеждены сторонники теории экономики предложения, это происходило потому, что рано или поздно большая часть налогов трансформировалась в издержки производителей и перекладывалась на потребителей в форме более высоких цен. Борясь с инфляцией спроса через рост налогов, правительства стимулировали инфляцию издержек.

Рост налоговых ставок оказывает негативное влияние на стимулы к труду, инвестированию, обновлению производства и принятию на себя предпринимательских рисков. Какой-то объём производства (предложения) будет недополучен потому, что кто-то из-за высоких налогов откажется от открытия собственного дела или от дополнительной работы. Стимулы к высокопроизводительному труду подрываются и многочисленными трансфертными (перераспределительными) программами. Такие программы отвращают от работы как тех, кто по ним получает помощь, так и тех, кто такие выплаты не получает.

Исходя из этих положений теории экономики предложения, была разработана экономическая политика рейгановской администрации (т.н. «рейганомика»). Она включала в себя 4 основных элемента:

а) замораживание и сокращение различных социальных программ;

б) сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства;

в) сдерживание роста денежной массы на уровне не инфляционном, но достаточном для экономического роста;

г) резкое снижение ставок личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций.

Сегодня в России идет процесс становления современной налоговой системы. Налоговые преступления для государств с развитой рыночной экономикой - явление типичное и имеющее массовый характер. Для эффективной борьбы с преступностью в финансово-кредитной сфере правоохранительным органам необходима разработка целого комплекса мер по наведению порядка и создания системы контроля за экономикой, построенной по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Поэтому можно ожидать дальнейшего увеличения числа выявляемых преступлений в этой сфере.

 

 

Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения обязательств объем бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда. Одновременно следует создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.

При определении возможностей, сроков и порядка снижения налоговой нагрузки и принятии других решений в сфере налоговой политики, в том числе направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных новаций, но прежде всего их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной базы бюджетной системы.

Основные меры налоговой политики должны реализовываться уже с 2009 года. В 2008 году необходимо принять изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по следующим вопросам.

Нужно установить равные условия для организаций независимо от их организационно-правовой формы при применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость социально значимых услуг. Оправдано и расширение перечня освобождений от налогообложения этим налогом некоторых дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры.

Требуется учитывать при исчислении налога на прибыль организаций произведенные расходы на цели образования с учетом потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организаций. Одновременно соответствующие доходы граждан в виде материальной выгоды должны быть освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в социально-разумных пределах.

Помимо уже предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации изменений, касающихся увеличения до 120 тыс. рублей в год социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, направляемые на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также освобождения от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан, следует применять освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц при направлении благотворительными организациями средств на нужды социально незащищенных слоев населения.

Следует распространить на опекунов и попечителей установленные для родителей условия применения социального налогового вычета на оплату лечения подопечных, увеличить не менее чем в два раза предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета на доходы физических лиц.

Требуется либерализация амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе расширение возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования, и введение дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Необходимо совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.

Должен быть четко определен порядок налогообложения налогом на имущество организаций, налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций операций по концессионным соглашениям.

В целях стабилизации добычи нефти необходимо повысить размер необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. Одновременно в целях создания стимулов для разведки и разработки новых месторождений необходимо внести в законодательство изменения, направленные на предоставление налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах.

Следует максимально широко применять специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых, в первую очередь угля. Предлагаю также рассмотреть вопрос о целесообразности снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении участков недр, где высока метанообильность и склонность к возгоранию, в целях стимулирования инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасности на таких участках.

Особое внимание необходимо уделить повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

По-прежнему сохраняет актуальность задача внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации поправок, направленных на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов, а сам контроль должен применяться преимущественно к крупным налогоплательщикам и операциям. Должны быть четко определены перечень контролируемых сделок, перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, механизм и методы определения цен для целей налогообложения.

Эти положения должны коррелировать с изменениями в законодательстве, связанными с введением в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций. Распределение суммы налога на прибыль консолидированного налогоплательщика между субъектами Российской Федерации должно быть справедливым, осуществляться в порядке, аналогичном порядку распределения суммы от взимания налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами.

Целесообразно внедрить механизмы по противодействию использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Прежде всего, необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела, включая глубокую переработку углеводородного сырья.

Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость[8].

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджет государства | Бюджетное устройство и бюджетная система


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.021 сек.