Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов в фонды, их распределение (перераспределение) использование в рамках единой экономической системы с целью обеспечения выполнения государством его функций, создание условий для экономического роста и повышения благосостояния населения.
В свою очередь, финансовая политика включает в себя бюджетную, денежно-кредитную и ценовую политику. А бюджетная политика содержит налоговую, таможенную политику, а также политику государственных расходов и управления государственным долгом. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, данный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач с концентрацией финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение конкретных задач определённого этапа развития общества путём перегруппировки финансовых ресурсов.
За последние годы в РФ кардинальным образом изменилось управление финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления – Министерству финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба) и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны – на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации – при разработке прогнозов и рекомендаций необходимо оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно – расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует промежуток между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
- увеличения государственных расходов;
- снижения налогов;
- сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
- уменьшения государственных расходов;
- увеличения налогов;
- сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и, наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Сегодня в кредитно-финансовой системе современной России сосредоточены наиболее острые проблемы, характерные для экономики переходного периода в целом − хроническое отставание законодательного процесса от реалий, складывающихся в хозяйственных отношениях, активное внедрение в ее деятельность организованной преступности. Значительное влияние на ситуацию оказывает несовершенство существующих банковских технологий и структур обеспечения собственной безопасности в сравнении с общепринятыми в мире. Криминализация кредитно-финансовой системы имеет устойчивый и поступательный характер. Преступления, относимые к данной категории, связаны с посягательством на различные финансово-кредитные институты (банки, страховые организации), интересы акционеров, пайщиков, вкладчиков, кредиторов, инвесторов. Они совершаются посредством использования инструментов и институтов финансовых рынков для нанесения ущерба интересам их участников.
В связи с заметным осложнением положения коммерческих банков и реальной подорванностью денежного обращения в качестве денежных заменителей используются не только бартерные операции и все возрастающая дебиторская задолженность, но и целый спектр финансовых, в том числе противоправно вводимых инструментов расчета (региональные и отраслевые векселя, акции, купоны, облигации, квитанции, аккредитивы, депозитарные расписки, трастовые и коммерческие договоры, оформляемые для расчетов в качестве ценных бумаг). Чрезвычайная опасность этой ситуации заключается в том, что применение суррогатов денег, а также очевидная долларизация экономики образовали параллельную денежную систему теневой экономики, не платящей налоги в госбюджет, не подверженной государственному контролю и регулированию. Борьба с такого рода преступностью требуют высокой квалификации сотрудников МВД.