Омарова Гульмира Сейлхановна, старший преподаватель кафедры информационных систем, ogs12@mail.ru
Научные интересы: информатизация образования
2. Название учебной дисциплины: Информатика
Код дисциплины: INF-1106
Количество кредитов: 3
3. Время и место проведения учебной дисциплины
Лекции
Лабораторные
Согласно расписанию занятий
Согласно расписанию занятий
Лекционных – 30, лабораторных – 30 часов.
4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины
Пререквизиты курса: школьный курс математики и информатики.
Постреквизиты курса: Алгоритмизация и языки программирования, Основы информационных систем, Теория баз данных
5. Характеристика учебной дисциплины
5.1. Назначение учебной дисциплины
Информатика изучает структуру и общие свойства информации, а также средства и способы, с помощью которых осуществляется сбор, обработка, хранение и представление разнообразной информации. В результате изучения курса студент должен:
· Знать методы анализа, структуризации, формализации, представления и обработки экономической информации;
· Освоить методы разработки алгоритмов и программ для решения экономических и управленческих задач с помощью компьютера;
· Иметь навыки работы с персональным компьютером, операционными системами, программными оболочками, с различными редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, пакетами прикладных программ, а также уметь пользоваться услугами компьютерной сети;
· Научиться проектировать и создавать базы данных, информационные системы в отраслях экономики;
· Уметь создавать прикладное программное обеспечение для решения специальных экономических и управленческих задач;
· Ориентироваться на частые изменения поколений компьютерных систем и информационных технологий.
5.2. Цель изучения учебной дисциплины
Целью дисциплины “Информатика“ является обучение студентов методам решения экономических и управленческих задач с помощью компьютера и подготовка их к эффективному использованию компьютерной системы и информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
5.3. Задачи изучения дисциплины
Основными задачами дисциплины “Информатика“ являются:
· Формирование у студентов “алгоритмического“ мышления для освоения основных понятий информатики, представление информации как ресурса в современном обществе и способов управления информационными ресурсами;
· Ознакомление студентов с архитектурой универсальных компьютеров и привитие им навыков работы на компьютере;
· Ознакомление студентов с алгоритмическими языками, методами программирования, обучение студентов основам информационных систем и искусственного интеллекта в экономике и управлении;
· Демонстрирование возможностей современных информационных технологий и разъяснения перспективы их развития.
5.4. Содержание учебной дисциплины
Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом cпомощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.
Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей — технических средств (hardware) программных средств (software), алгоритмических средств (brain ware). В свою очередь, информатику, как в целом, так и каждую) часть обычно рассматривают с разных позиций как отрасль народного хозяйства как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.
Данный курс предусматривает проведение интерактивных лекций (30ч.), лабораторных занятий (30ч.) и самостоятельную работу студентов во вне учебное время. В лекционной части курса рассматриваются теоретические основы. Изучение всех тем сопровождается иллюстрирующими примерами.
Во время занятий для самостоятельной работы студентов с участием преподавателя проводится работа над самостоятельными заданиями и консультация по пройденным темам данного курса.
5.5. План изучения учебной дисциплины
недели
Название темы
Формы организации обучения и
количество часов
Задания для СРО
1.
Цели и задачи курса "Информатика". Основные категории и понятия информатики. Использование персональных компьютеров в современном обществе. Представление информации в компьютере.
1. Основные категории и понятия информатики 2. Информация: структура, форма, измерение 3. Информатика и информационные технологии
Лек-2
Арифметические основы ЭВМ. Булева алгебра. Системы счисления. Перевод чисел с одной системы в другую.
2.
История развития вычислительной техники.
1. Эволюция средств вычислительной техники
2. Поколения современных компьютеров
Лек-2
Персональные компьютеры.
3.
Этапы решения задач на ПЭВМ. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов. Типовые структуры алгоритмов.
Классификация языков программирования
Лек-2
Графический способ составления алгоритмов: блок-схемы.
4.
Операционная система её состав и схем функционирования. Виды операционных систем.
1. Понятие, основные функции и составные части операционной системы.
2. Классификация операционных систем.
3. Основные функции файловой системы
Лек-2
Файловая система FAT. Файловая система NTFS и ее особенности.
Аппаратное обеспечение персональных компьютеров типа IBM.
6.
Базовые возможности текстовых редакторов.
1. Основные понятия
2. Копирование, перемещение и удаление текста
3. Форматирование текста
4. Работа с окнами
Лек-2
Дополнительные возможности текстового редактора Word: создание серийных писем
7.
MS Excel: общая характеристика и функциональные возможности. Понятие электронной таблицы
1. Основное назначение процессоров электронных таблиц
2. Общая характеристика интерфейса MS Excel
3. Технология ввода данных в MS Excel
Лек-2
Работа с мастером функций. Особенности работы с функциями «Ссылки и массивы»
8.
Понятие базы данных. Реляционные, иерархические и сетевые модели данных. Уровни представления данных. Понятие о системе управления базами данных.
Лек-2
Основы работы с СУБД MS Access. Создание таблиц, форм, запросов, отчетов и кнопочных форм.
9.
Компьютерные сети и их виды. Топология компьютерной сети.
1. Виды компьютерных сетей
2. Базовые топологии компьютерной сети.
3. Принципы построения вычислительных сетей
Лек-2
Комбинированные топологии компьютерных сетей.
10.
Уровни взаимодействия модели OSІ в открытых информационных системах.
Лек-2
Эталонная модель OSI.
11.
Всемирная компьютерная сеть Интернет.
1. Основные понятия.
2. Службы Интернет.
Лек-2
Адресация ресурсов Internet, протоколы
12.
Основы информационных систем
1. Понятие информационных систем
2. Классификация информационных систем
Лек-2
Структура информационных систем: составляющие подсистемы
13.
Основы компьютерной графики
1.Виды компьютерной графики
2.Представление графических данных
Лек-2
Аппаратные и программные средства для работы с векторной и растровой графикой.
14.
Экспертные системы
1.Обобщенная структура экспертной системы. Основные понятия и определения.
2.Классификация экспертных систем
Лек-2
Примеры использования экспертных систем
15.
Информационная безопасность и защита информации
1.Система защиты информации
2. Классификация компьютерных вирусов
3. Классификация антивирусных программ