7. Телевизионная журналистика:Учебник – М., МГУ. 1994
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(теория и практика)
Телевидение в последние годы завоевало во всех развитых странах особое внимание рекламодателей как наиболее массовое средство охвата потребителей. На рекламу по телевидению в разных странах тратится от 20% до 25% денежных средств; в России этот процент ещё выше - 35%-49%
Телевизионная реклама, выступая в качестве домашнего страхового агента, может демонстрировать новые товары и моды, показать технологию приготовления разных блюд, показывать в работе бытовую технику, автомобили, сельскохозяйственный и садовый инвентарь, демонстрировать различное оружие, музыкальные инструменты, рекламировать работу эстрадных групп, спектаклей и т.п.
Телевидение на сегодняшний день - самый дорогой канал
распространения рекламы и, практически, самый эффективный. Воздействие
телевизионной рекламы определяют два фактора - большой охват всех слоёв населения и комплексное воздействие визуальных, звуковых и текстовых форм. Стремительно растет и развивается инфраструктура отрасли - производство программ, видеопродукции, рекламы, развивается российский рынок вещательного и студийного оборудования. В этих условиях важное значение приобретают рекламные технологии.
Но есть, к сожалению, и такой не радостный фактор в российской практике - зрители недолюбливают рекламу на телевидении, ругают, критикуют и, по мере возможности, стараются ее не смотреть. Это происходит посредством переключения с канала на канал в поисках какой-нибудь передачи, и тем самым, выждав окончания выпуска рекламы.
Когда включается реклама, жестоко вырывая зрителя из интересной передачи или художественного фильма, то у зрителя возникает единственное желание - уйти от нее, переключить на другой канал, или же просто выключить телевизор. И так происходит каждый раз, когда начинается очередной блок рекламы.
И, поскольку современный рынок телевизионных СМИ сильно разросся, успешно функционируют как общероссийские, так и региональные телестанции, следовательно, у зрителя появилась альтернатива смотреть те или иные передачи, периодически «избегая» рекламы, пользуясь разным временем транслирования рекламы.
Почему это происходит? Ведь реклама несет в себе множество полезной информации, выделяет товар из всех остальных, помогает потребителю сделать выбор из «моря» идентичных товаров. Ответов на заданный вопрос может быть несколько: частый показ рекламы, прерывание передач и фильмов, неинтересное сочетание кадров, неэтичность некоторых роликов, большое количество видеороликов в рекламном блоке. Но, кроме того, суть проблемы может скрываться в неграмотном производстве и безыдейности самого сюжета рекламы. То есть из огромного количества показываемой рекламы большая часть воспринимается как безликая и скучная.
Приведем пример легендарной имиджевой рекламы банка «Империал»: многие люди до сих пор помнят эти рекламные фильмы и отзываются о них положительно, несмотря на то, что цель видеоклипов была рекламная. Это доказывает, что зрителя раздражает не сам факт «рекламы», а непрофессиональное с драматической или режиссерской точки зрения, качество видеопродукции.
Такпочему одна видеореклама раздражает зрителя, а другая доставляет удовольствие и тот ждет ее повторения? Здесь можно провести аналогию с книгами, когда одну можно перечитывать много раз, а другую невозможно прочесть до конца.
Талантливо поставленные, грамотно снятые, с идейным стержнем рекламные видеофильмы зритель готов смотреть снова и снова, независимо от возраста, образованности и социального статуса. И следует заметить, что рекламный фильм снять ничуть не проще, чем часовой (документальный или художественный).
За предельно короткое время нужно суметь выстроить не только прохождение событий и круг жизненных проблем, но и их внутреннюю связь, потому что тридцатисекундный фильм подчиняется тем же законам драматургии и режиссуры, что и часовой. За это время нужно выразить основную идею, привлечь внимание, «втянуть» зрителя в действие. Ведь удачно найденная идея может потерять свою силу, если ее неумело преподать. В случае если сюжет будет «серым» и скучным, не заслуживающим внимания, неоригинальным и типичным, то зритель не станет смотреть такую рекламу, каким бы замечательным не был товар, рекламируемый ею.
Так с чего же начинается работа над рекламным видеофильмом, каким должен быть его сценарий?
О специфике рекламной драматургии, которая корнями своими уходит в классическую и строится по её законам, и пойдёт речь в данном учебном пособии.