Процессный подход. Впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера (разработку приписывают Файолю). Подход отражает стремление теоретиков и практиков интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку.
Согласно данному подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность.
Системный подход(Дж. Пол Гетти). Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом в менеджмент системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.
Системный подход позволяет комплексно оценить деятельность любой системы управления на уровне конкретных характеристик. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Ситуационный подход– прямое приложение науки к конкретным условиям и ситуациям. Используя его, руководители могут лучше понять, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации.
Возник в 60-е гг XX в.
Большой вклад в теорию управления, возможность прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, не набор предписываемых рекомендаций, а скорее способ мышления,
Основная идея – универсальных решений нет. Приемы, которые должны использовать руководители , могут значительно варьироваться, поэтому необходимо увязывать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями.
1. Руководитель должен знать методы управления
2. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого метода
3. Необходимо уметь выделять наиболее значимые факторы ситуации
4. Умение максимизировать полезные результаты деятельности и минимизировать недостатки.