Создание внебюджетных экономических фондов,как государственных институтов развития Инвестиционного, Инновационного, Национального Фонда, нацелено на достижение целей и задач Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы годы (в настоящее время –Государствен-ной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010-2014 годы). Их цель – достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Производство конкурентоспособных и экспорто-ориентирован-ных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инноваци-онной политики.
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность, диспропорции интеграции с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследователь-ские и опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии созданы институты развития.
Национальные институты развития – финансовые, консалтинговые, инновацион-ные, сервисные организации, созданные по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме акционерных обществ, главной целью деятельности которых является реализация проектов в области индустриально-инновационного развития и поддержки предпринимательства.
Предполагается активизация Банка Развития Казахстана, функционирование таких специальных институтов развития, как Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационныйфонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Данные институты проводят политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-техни-ческих исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отрас-
лей, выявления наиболее важных их элементов.
Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономикии и управления.
Реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Ка-
захстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
Внебюджетные фонды экономического назначения создавались исходя из целей и задач этапов общественного развития. Практика ранее действовавших фондов это подтверждает: например, в разное время функционировали: Инвестиционный фонд, Фонд стабилизации экономики, Фонд преобразования экономики, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, Дорожный фонд. Экономические фонды создаются для концентрации средств и на финансирования определенных направлений развития или ключевых отраслей, а также межотраслевых программ развития. Тем самым ставится задача обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие всей экономики.
Так, средства Инвестиционного фонда использовались для поддержки достигнутых ма-сштабов воспроизводства основного капитала, дальнейшего развития социальной сферы. Финансирование капитальных вложений проводилось по планам и лимитам, утвержден-ным правительством республики, для перепрофилирования промышленных предприятий на выпуск рентабельной продукции, создание возможностей для их реконструкции.
Фонд преобразования экономики формировался за счет обязательных отчислений в размере 5% от себестоимости продукции (работ, услуг) с включением их в издержки производства (за исключением убыточных предприятий).
Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции был организован в целях развития рыночных отношений и формирования альтернативных экономических структур, оказания поддержки предприятия и организациям различных форм собственности, эффективного сочетания бюджетного финансирования с прогрессивными формами кредитования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности.
Дорожный фонд концентрировал денежные средства, связанные со строительством, реконструкцией и содержанием автомобильных дорог общего назначения, то есть в финансовой системе являлся узкоспециализированным звеном, связанным со специфической хозяйственной деятельностью.
В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы важное место отводилось инвестиционному фонду –коммерческой организацией в форме акционерного общества, созданного по решению Правительства Республики Казахстан, единственным акционером которого выступала национальная управляющая компания. Инвестиционный фонд Казахстана являлся национальным институтом развития. Целью деятельности фонда определялось содействие в реализации индустриально-инновационной политики Казахстана посредством осуществления и привлечения инвестиций в проекты перспективных организаций, оказания финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики.
Фонд осуществлял инвестирование в уставные капиталы организаций с последующим реинвестированием капитала, полученного от продажи акций и долей участия в уставных капиталах указанных организаций, в другие организации.
Размещение временно свободных денег Фонда осуществлялось в ликвидные активы, включая государственные и негосударственные ценные бумаги на внутреннем и внешних рынках в пределах и порядке, определяемых инвестицией ной декларацией Фонда.
Фонд не осуществлял кредитование организаций, не выступал в качестве гаранта и (или) поручителя, не принимал обязательства, условия и порядок принятия которых противоречат законодательству Казахстана и уставу Фонда, непосредственно осуществлял деятельность а сфере материального производства и торговли иным имуществом кроме ценных бумаг и иных финансовых инструментов.
С принятием Закона «О фонде национального благосостояния» существовавший закон «Об Инвестиционном фонде Казахстана» признан не отвечает современным требованиям, ограничивающим деятельность фонда. Деятельность Инвестиционного фонда в дальнейшем будет осуществляться в рамках общего правового поля в соответствии с законом «Об акционерных обществах».