Обзор перечисленных моделей говорит о большом их многообразии и проникновении математики в трудноформализуемые области. В связи с этим возникает вопрос о существовании общих подходов к моделированию. Рассмотрим основные из них.
Пример 1. Всплытие подводной лодки (используются законы Архимеда и Ньютона).
Рис. 3.1 Всплытие подводной лодки
Предположим, что в момент времени t = 0, когда лодка находится на глубине H и движется по горизонтали с постоянной скоростью n, получен приказ о подъеме (рис. 3.1). Временем вытеснения воды из цистерн и заполнением их воздухом пренебрегаем, таким образом, в момент времени t = 0 начинает действовать выталкивающая сила.
Требуется определить вид траектории всплытия лодки.
По закону Архимеда: ,
где g = 9,81 м/с2;
V – объём лодки;
r0 – плотность воды.
В соответствии со вторым законом Ньютона можно записать:
,
где r1 – плотность лодки;
r1V – масса лодки;
F– сила Архимеда;
– ускорение;
P– вес лодки.
Решением уравнения второго закона Ньютона является:
.
С учетом и получим уравнение искомой траектории:
.
Таким образом, траектория всплытия лодки представляет собой параболу с вершиной в точке .
Пример 2. Полет ракеты (используется закон сохранения количества движения (импульса)).
Рассмотрим некоторый момент времени t и интервал dt, согласно закону сохранения количества движения можно записать:
,
где V – скорость ракеты;
m – масса ракеты;
U – скорость выброса сгораемого топлива.
Делением обеих частей на dt последнее уравнение преобразуется к дифференциальному уравнению:
.
Решение уравнения является функция:
,
где m0 – начальная масса;
m(t) – масса в момент .
Максимальная скорость:
,
где mП – масса полезная;
mK– масса конструкции.
Для одноступенчатой ракеты . Получается, что даже без полезного груза (mП = 0) при реальной скорости истечения газов () максимальная скорость будет равна:, т.е., скорость ракеты меньше, чем первая космическая скорость, что говорит о невозможности выхода на орбиту.
Таким образом, для решения этой задачи необходимо использовать многоступенчатые ракеты.