русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Модель информационной кампании


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 3825; Нарушение авторских прав


Моделирование информационной кампании

Как уже говорилось, информаци­онные кампании всегда привязаны к конкретным целям, политиче­ским проектам и процессам. Самые распространенные их разно­видности — те, что освещают электоральные процессы, выборы. Все они сходны не только по своему строению («раскрутке» кан­дидатов, проведению массированных рекламных акций и т.д.), но нередко и по исполнителям (одним и тем же пиар-структурам, проводящим выборы). Однако и за рамками электоральных про-


цессов в информационных кампаниях можно обнаружить нечто общее, структурирующее усилия всех политических акторов.

Например, Ф. Джефкинкс выделяет следующую универсаль­ную структуру информационной кампании. В качестве ее наиболее важных элементов он называет оценку ситуации, определение це­лей, определение публики, отбор каналов массовой коммуника­ции, выбор техник воздействия, планирование бюджета, оценку результатов.

Однако, на наш взгляд, можно предложить и более разверну­тую структуру информационной кампании, позволяющую точнее описать ее особенности и раскрыть логику пошагового продвиже­ния к реализации целей. При этом следует подчеркнуть, что пара­метры любой информационной кампании должны основываться на неких общих принципах.Именно они не только создают требо­вания к выявлению минимально необходимых задач, которые мо­гут привести к успеху, но и обеспечивают внутреннюю согласо­ванность действий.

В частности, для любой кампании имеет значение, что дости­жение ее целей ограничено во времени и предполагает распоряже­ние определенными ресурсами.В силу этого разработка согласован­ных действий может опираться только на имеющиеся ресурсы. Это же ограничивает претензии коммуникатора, стирает противоре­чие между желаемыми и реальными результатами его политиче­ского поведения. Более того, поскольку население может быть ин­дифферентным к замыслам коммуникатора, планируя кампанию, следует обязательно учитывать возможности и коммуникационный потенциал общественности,его состояние и иные параметры. При осуществлении кампании необходимо использовать не только пуб­личную, но и корпоративную и даже межличностную коммуника­цию, т.е. все те ресурсы, которыми они обладают. Это же относит­ся к возможностям каналов информирования (в том числе и тех­ническим).



Основные этапы развертывания информационной кампании

Существует несколько моделей ин­формационных кампаний. Ряд спе­циалистов предлагает трехступенча­тую модель. На первом этапе про­исходит «вброс» информации через

одну из малотиражных, но влиятельных газет, которую впослед­ствии используют для заранее заданной оценки аналитики и ньюс­мейкеры. Затем эту тему «цементирует» телевидение в еженедель­ных аналитических передачах. Третий этап предполагает отраже­ние контратаки противника.


Есть возможность выделить и более детальную схему информа­ционных кампаний. На ее первом этапе (который американские ученые Дж. Трент и Р. Фриденберг называют «предполитической» фазой) решаются аналитические задачи,направленные на забла­говременное определение целей и основных средств ее проведе­ния. Эти задачи предполагают уточнение сроков, ресурсной обес­печенности кампании, а главное — прогнозную оценку наиболее вероятных последствий успешных и неуспешных действий. По сути здесь сочетаются весьма разнородные задачи планирования кам­пании: формирование бюджета, определение основных средств воз­действия, выбор целевой аудитории, каналов и создание конкрет­ных сообщений (будущих речей политиков, сюжетов информаци­онных вестей, определение необходимой частоты упоминаний тематики кампаний в прессе и на ТВ и т.д.).

Наряду с принципиальными вопросами здесь решаются и чис­то тактическиеи даже техническиезадачи. Это позволяет оценить потенциал информационно-политического влияния инициатора кампании, выработать критерии успешной для него коммуника­ции, дать прогноз относительно степени сочетания насыщения ин­формационного пространства и порога восприятия населением распространяемых сведений. Планируемые на этом этапе малоин­тенсивные действия на информационном рынке рассчитаны на дли­тельный период воздействия на публику, а высокоинтенсивные — на более короткий.

Второй этап — организационный.Помимо решения собственно управленческих задач, переходящих с первого этапа, здесь предпо­лагаются определение основных медиаресурсов и координация их деятельности. Точнее говоря, речь идет о решении двух задач: нала­живании отношений со СМИ, обладающими существенным или ключевым влиянием на аудиторию на данной территории, а также о взаимосвязанности и системности их вещания, придании деятель­ности прессы, радио, телевидения и других средств массовой ин­формации единой целевой направленности. Так что если, к приме­ру, кампании федерального масштаба не удается согласовать дея­тельность основных ТВ-каналов или же какой-то сегмент СМИ выпадает из общего русла, следует либо продолжать решение за­дач этого типа, либо сделать паузу и отложить начало кампании.

Третий этап — «раскрутка».Здесь в качестве главной задачи выступает подготовка общественного мнения для позитивного вос­приятия целей кампании. Общественное мнение должно быть оз­накомлено с ее тематикой и предварительно расположено к вос­приятию тех оценок, которые необходимы коммуникатору. Для


осуществления подобных целей необходимо время, и поэтому — конечно, с учетом масштаба кампании — регулируются сроки ре­шения этих задач. Как показывает опыт, оптимальный срок «рас­крутки» базовой тематики информационной кампании — от одно­го месяца до полугода, а иногда и больше. В течение этого срока в публичный дискурс постепенно вводятся исходные сообщения, которые насыщают общественное сознание соответствующими взглядами и оценками, формируя интерес публики в нужном на­правлении. Одним словом, общественному мнению делается свое­образная прививка. Она используется как для постепенного «пере­лома» общественных настроений, «подмены повестки дня», так и «удушения» нежелательной тематики. Организуя публикации на смежные темы, внешне не связанные с основным сюжетом кам­пании, но тем не менее направляющие чувства и эмоции обще­ства в нужное русло, организаторы кампании закладывают «дина­митные шашки», способные «сдетонировать» в нужное время.

Распространяя эту информацию и противоречивые оценки, организаторы кампании «раскачивают» общественное мнение, оп­ределяя его пороговые значения или фиксируя его пределы (т.е. те оценки, которые совместимы с прошлым опытом, согласуются с нынешним состоянием и могут быть адекватно восприняты людь­ми). Такое минимальное информационное давление, не превыша­ющее порог, за которым информационное воздействие перестает оказывать влияние на сознание граждан, позволяет трансформи­ровать позицию общественности.

Весьма значимы в данном случае возможность «очеловечива­ния» вводимых политических целей, их сочетание с повседневны­ми сюжетами, с тематикой межличностных коммуникаций. Фран­цузский аналитик Ж. Сегела считает, что для человека с его забо­тами и нуждами характерны определенные приоритеты в оценке политических целей. Люди, по его мнению, предпочитают голосо­вать не за партию, а за отдельного человека; за идею, а не идеоло­гию; за будущее, а не за прошлое; за социальный, а не за полити­ческий образ; за человека-легенду, а не посредственность; за судь­бу, а не за обыденность; за победителя, а не за неудачника; за ценности подлинные, а не мнимые2.

Содержанием четвертого этапа становится атака, или фаза активных действий на информационном рынке. Здесь главная за­дача состоит в получении решающего информационного преиму­щества перед оппонентом. Обычно этот этап начинается с исполь­зования понятного для общественности информационного пово­да, позволяющего ввести ключевые сообщения, точно и однозначно фиксирующие смысл политической коллизии и расставляющие


основные акценты в споре оппонентов. Как правило, такие акции начинаются внезапно, с расчетом на опережение действий сопер­ника. Для введения ключевых сообщений нередко используются скандалы, публикация компрометирующих сведений или другие формы подачи эксклюзивной информации, способные обратить на себя внимание широкой общественности и даже переломить ее настроения.

Весьма показательная ситуация сложилась на российском медиарынке во второй половине 1990-х годов. Власти и конку­ренты активно боролись с телеканалом НТВ, занимавшим кри­тическую позицию по многим вопросам политики правящего режима и имевшим высокий и устойчивый авторитет в обще­ственном мнении. Канал неоднократно обвиняли в отсутствии патриотичности, распространении антироссийских настроений, связях с мафией, а нередко и прямых преступлениях (будто журналисты брали деньги от чеченских боевиков за свои ре­портажи). В ряду подобного рода нападок нашла свое место и известная история с освещением истории захвата и освобож­дения заложников в московском концертном зале на Дубровке. В кампанию включились высшие представители власти, даже президент весьма резко критиковал информационные службы канала за показ в прямом эфире действий спецслужб до начала операции захвата. В результате последовала отставка генераль­ного менеджера НТВ. Впоследствии же, по информации жур­налистов ТВС, выяснилось, что НТВ не мог в означенное вре­мя вести прямую передачу в силу того, что его антенны были установлены на расстоянии, не позволявшем проводить такую съемку с места событий, а во время штурма и непосредственно перед штурмом их камеры вообще не работали. Есть подозре­ния, что эта акция была спровоцирована конкурентами НТВ, смонтировавшими такую кассету, а глава государства получил неверную информацию. Однако такая операция позволила сме­нить руководство на телеканале федерального значения и ском­прометировать НТВ в глазах общественности.

На четвертом этапе очень важно четко выделять и расставлять основные смысловые акценты. Так, после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке правительство США, вынужденное начать информационную кампанию по снижению последствий этого чу­довищного теракта и позиционированию своих новых целей во внутренней и мировой политике, точно и однозначно дало понять населению, что предполагаемая борьба будет вестись против тер­рористов, но не против мусульман.


Распространяемые на этом этапе сообщения формируются с учетом дополнительных задач. Например, требуется постоянно ве­сти корректировку планов на основе мониторинга событий, ниве­лировать эффективность критики начавшихся действий противни­ком, «уничтожать» информационные центры оппонентов и при этом добиваться нарастания эмоциональной напряженности обществен­ной дискуссии. Это довольно непростая ситуация, поскольку про­тивник должен предстать в глазах общественности ответственным за многие недостатки. Понятно, что атакующая сторона не стесняется в средствах и зачастую ее действия направлены не только на опровер­жение основных аргументов оппонентов, но и против конкретных журналистов противника, на их компрометацию. Как отмечал Ф. Гоулд, эффективны только те кампании, которые строятся на злобных нападках, возбуждении страхов и эмоций3.

Параллельно создается позитивный фон дискуссии, с тем что­бы втянуть в нее пассивные слои населения, сформировать у них благожелательное отношение к обсуждаемой проблеме. Это проис­ходит за счет разрастания основного сюжета, т.е. задействования смежных тем, которые способны усилить нужное восприятие про­блемы. Такая поисковая деятельность не только связана с реализа­цией заранее заготовленных ходов, но и носит вполне креативный характер, предполагая творческое решение возникающих по ходу действия проблем.

Например, некоторые зарубежные государства до сих пор проводят кампании в защиту чеченских сепаратистов. Наряду с действиями тех сил, которые искренне заинтересованы в мир­ном и политическом разрешении этого конфликта, «креатив­ность» их информационных усилий направлена на нагнетание напряженности, разжигание недоверия между сторонами, не­прерывное распространение сомнений в целесообразности любых действий российских властей и даже в легитимности таких акций, как конституционный референдум. И надо при­знать, что подобные передержки, намеренное упрощение со­бытий и драматическая расстановка акцентов (на фоне множе­ства ошибок и неоперативности ответных реакций российских властей) существенно затрудняют и без того непростые отно­шения в этом крайне сложном сегменте российской политики.

Весьма своеобразные задачи решаются организаторами кампа­нии на пятом этапе — этапе прикрытия,когда предпринимаются шаги, направленные на то, чтобы на поверхность общественной дискуссии не вышла подлинная причина кампании. Важно скрыть и персональную заинтересованность организаторов кампании в


достижении необходимых им целей. Этот круг задач обусловлен тем, что любые комплексные проблемы обладают рядом аспек­тов, в освещении которых не заинтересованы инициаторы кампа­нии, а также тем, что политические акции в той или иной мере манипулятивны. Поэтому при организации массовой коммуника­ции лучше оперировать более безопасной аргументацией. В про­тивном случае это может повернуть острие кампании против за­чинщиков операции.

На шестом этапе решаются задачи, предшествующие оконча­ниюкампании. Здесь организаторы кампании должны определить, завершать ли начатые действия с ранее принятым планом; про­должать ли их в связи с изменившимися обстоятельствами или же использовать уже решенные задачи для «раскрутки» новой инфор­мационной кампании. От ответов на эти вопросы зависят как дли­тельность, так и характер дальнейших информационных усилий, а также использование дополнительных ресурсов. История дала мас­су примеров всех трех вариантов действий. Например, освещение второй чеченской кампании было использовано властями для элек­торальной кампании В. Путина, и борьба против чеченских сепа­ратистов стала составной частью «раскрутки» будущего Президен­та России.

Седьмой — заключительныйэтап. Здесь решается проблема по­иска наиболее благоприятных для инициаторов кампании форм выхода из сложившейся информационной ситуации. Как свиде­тельствует опыт, нередко наибольшие дивиденды от прошедшей дискуссии получает тот, кто раньше соперника сделает выводы, устраивающие общественное мнение, и тем самым де-факто объя­вит себя победителем. Помимо решения этой основной стратеги­ческой задачи на данном этапе анализируется ход состоявшейся полемики, формулируются выводы и обобщения, способные по­влиять на течение будущих информационных сражений.

Технологические параметры информационных кампаний

В соответствии с задачами инфор­мационной кампании на каждом ее этапе применяются различные спо­собы организации дискурса. Все они направлены на повышение эмоциональной напряженности коммуникационных связей. Такой чувственно-эмоциональный фон способствует привлечению вни­мания общества к обсуждаемым проблемам и ведет к поляризации формирующихся оценок и суждений. С этой целью широко ис­пользуются драматическое упрощение событий, нагнетание стра­хов, распространение «черно-белых» оценок и порочащих конку­рентов слухов (в том числе любых вымыслов), но при этом офи-


J


циально сохраняется нейтральная позиция. К подобным приемам относятся также «слив» компромата, распространение дезинфор­мации, нагнетание страхов, инициирование потрясающих обще­ственное мнение скандалов, использование технологии «перевода стрелок» (что позволяет снять ответственность с себя и возложить ее на оппонента).

Весьма распространенным и типичным приемом являются раз­личного рода провокации.С его помощью организаторы либо полу­чают новую информацию от оппонента, либо вызвают его непод­готовленные действия, либо направляют развитие событий в нуж­ное им русло.

Одним из тактических приемов «перетягивания» общественно­сти на свою сторону и создания негативного имиджа противника является так называемая дьяволизация врага. Этот прием предпо­лагает такое изначальное позиционирование оппонента, которое отрицает саму возможность оценивать его деяния в привычных морально-этических рамках. При этом нередко используются уже устоявшиеся отрицательные образы, знаковые политические фи­гуры, обладающие негативным имиджем. Так, использование в борьбе с С. Милошевичем образа «Гитлера XX века» невольно пе­реводило его в разряд людей, несущих ответственность за былые преступления фюрера.

Примером успешной информационной кампании, прове­денной российской властью, была чеченская ситуация в ок­тябре 1999 г. Тогда грамотно использовались технологические приемы освещения событий, предпринимались контрмеры против государств, стремившихся дискредитировать Россию и ее первых лиц. В частности, властями точно и избирательно использовалась определенная цензура сообщений с театра во­енных действий; аккредитация предоставлялась по преимуще­ству лояльным журналистам; велась постоянная координация действий региональных властей и министерств и ведомств, уча­ствовавших в освещении событий. Эти действия дополнялись определенным ограничением передвижений представителей ПАСЕ, Красного Креста и их общения с местным населением. Одновременно нейтрализовались действия различных агентов влияния от Чечни за границей. Кроме того, практиковались утечки информации о зверствах боевиков, об их контактах с представителями ПАСЕ. За счет такого рода действий российс­ким властям удалось добиться определенной позитивной кон­солидации общества в чеченской проблеме, поддержки обще­ственностью военной операции, а заодно нейтрализовать ин-


формационные атаки Запада. Принимая во внимание совпаде­ние по времени этой информационной («антитеррористиче­ской») кампании в Чечне со сроками избирательной кампа­нии президента, можно сказать и то, что она послужила важ­ным условием роста рейтинга В. Путина. Люди в большинстве своем стали склоняться к тому, что с этим конфликтом надо покончить раз и навсегда. В то же время политические конку­ренты Путина внутри страны были поставлены в сложное по­ложение, поскольку в условиях такой массовой поддержки они не могли критиковать его за проводимую в Чечне политику.

Конечно, использование различного рода агрессивных техно­логий имеет неизбежные ограничения. Например, когда обществен­ное мнение перенасыщено компрометирующими сведениями, они утрачивают свою критическую функцию и рассматриваются людьми уже не как обличающая, а как развлекательная информация. Так что жесткие технологии, атакующие и разрушающие имидж противни­ка, всегда дополняются и менее наступательными приемами.

К таким менее радикальным методикам относятся создание вызывающего сострадание людей образа «гонимого властью» по­литика или же использование мнений «независимых экспертов» для усиления нужных позиций. Весьма эффективен прием встраи­вания проблематики информационной кампании в структуру мест­ных дискуссий. Связь обсуждаемой тематики с локальными настро­ениями дает возможность опереться на корпоративно-поселенче­скую солидарность, местную мифологию, культурные стандарты и настроения людей. Не случайно в ряде мест инициаторы информа­ционных кампаний для решения собственных проблем прибегают даже к таким экзотическим приемам, как приглашение шаманов или астрологов, пользующихся уважением местной публики. Напри­мер, в середине 1990-х годов в сельских районах страны в ходе изби­рательных кампаний обращались к помощи экстрасенсов, которые «рубили энергетические хвосты» конкурентам, «заговаривали» элек­торат и совершали иные позитивно воспринимаемые местной пуб­ликой деяния.

Ряд отечественных специалистов, и в частности Г. Почепцов, указывает на «правила» применения технологий в рамках информа­ционных войн и кампаний, в том числе на необходимость точных вербальных обозначенийзаявляемой тематики, которые должны слу­жить смысловым ориентиром для населения в разворачивающемся дискурсе. Например, российские власти при характеристике своих действий в Чечне делают упор не на военной составляющей (что как бы отрицает наличие там «войн»), а на «антитеррористическом» ха-


рактере данной «операции», призванной продемонстрировать вре­менный и законный характер предпринимаемых там мер.

Столь же принципиальное значение имеет построение обра­щенной к общественности аргументации,предполагающей нуж­ную интерпретацию тех или иных фактов. Другими словами, об­щественная реакция должна вызываться определенными образа­ми, закрепляющими нужное толкование, интерпретацию факта, а не само событие. К примеру, демонстрируя кадры, свидетель­ствующие о применении биологического оружия, разрушении зда­ний, можно говорить о преступлениях террористов «Аль-Каиды». Такая стилистика будет связывать видеоряд с образом этой орга­низации, создавая необходимую реакцию населения. Подспорьем для такого типа освещения событий служит и корректировкаод­них сообщений другими сведениями, создающими нужный, под­держивающий фон восприятия фактов. Например, информируя о жертвах мирного населения в Ираке или Афганистане, некоторые обозреватели и комментаторы постоянно напоминали о том, что в США 11 сентября 2001 г. в результате террористического акта по­гибло более 5 тыс. человек.

Типология информационныхМногообразие политических отно-
кампанийшений, систем и процессов прида-

ет информационным кампаниям

весьма разнообразный вид и характер. Поэтому их типология дос­таточно сложна. Например, с точки зрения целевого характера информационных действий они могут быть дифференцированы на внутриполитическиеи внешнеполитические.Последние в свою оче­редь также классифицируются на глобальные, межрегиональныеи национальные.(Вспомним в связи с этим кампанию с условным названием «2000», когда десятки заинтересованных производителей электронной техники развернули массированную атаку на мировое сообщество, предупреждая о потенциальной угрозе глобального сбоя компьютеров при наступлении третьего тысячелетия.)

Наряду с этим внутриполитические кампании могут быть пред­ставлены как совокупность федеральных, региональных, местных и локальныхдействий на информационном поле.

Информационные кампании подразделяются на те, которые ориентированы на получение прибыли, ите, которые проводят без расчета на прибыль.Кампании первого типа осуществляются, когда политические декларации служат инструментом перераспределе­ния собственности. Кампании второго типа ориентированы на сни­жение популярности противника, разрушение его авторитета, «рас­крутку» кандидата и т.д.


По темпам проведения кампании подразделяются на массиро­ванные, средней (пониженной), нарастающейи нисходящей интен­сивности.В этом ряду находятся и кампании, характеризующиеся залповымхарактером, демонстрирующие мгновенный выброс ин­формационной энергии за короткое время. Нередко встречается и пульсирующийтип, предполагающий некое повторение сюжетных тем, фаз и других параметров кампании.

Весьма распространена типология по предметной области ин­формационных кампаний. Здесь принято выделять имиджевую, мо­билизующую, стабилизирующую (дестабилизирующую)(политичес­кие порядки в стране, регионе, мире), провоцирующую(формы поведения, активности, реакции) и другие кампании.

Критерии эффективности информационных кампаний

Серьезным теоретическим и прак­тическим вопросом является опре­деление эффективности информа­ционных кампаний. Для такого рода оценки продуктивности дей­ствий в информационной сфере используют целый ряд критериев ипоказателей.

Эффективность информационной кампании может определяться мерой совпадения ее целей с состоянием общественного мнения.Этот показатель демонстрирует, насколько успешна установленная с общественностью коммуникация. Применяют и другие критерии. Например, ряд специалистов указывает на эффективность инфор­мационного воздействия в связи с уровнем запоминаниясообще­ний — основных сюжетов, оценок, выводов и прочих представле­ний. (Для эффективных кампаний это означает не менее половины целевой аудитории.) Чтобы определить этот показатель, проводят тестирование различных сегментов аудитории (охваченных и нео­хваченных информационным воздействием) и таким образом вы­деляют тех, кто ознакомлен с сообщением, запомнил его частич­но или запомнил суть прошедшей дискуссии.

Еще один критерий эффективности — сохранение последова­тельности запланированных действийв информационной сфере. Иными словами, при том что результаты дискуссии не всегда пре­допределяют однозначность выработки общественностью тех или иных оценок, для того чтобы не проиграть и достигнуть как мини­мум положительных результатов кампании, все планируемые дей­ствия следует осуществлять в строгой последовательности. Такой подход важен, поскольку заказчики информационных кампаний, пытаясь сэкономить средства или параллельно решить еще ряд за­дач, не всегда прислушиваются к мнению специалистов и нару­шают спланированный ход кампании. В результате нарушается це-


лостность мероприятий или ставится под удар вся кампания. Так что решающее слово в определении целей и задач кампании долж­но оставаться за специалистами. Тогда и заказчикам удастся пред­ставить общественности свои цели, устоять перед атаками против­ника и решить основные задачи, сохранив и упрочив при этом свои позиции в информационном пространстве.

§ 3. Информационные войны

Информационная война: сущность и отличительные особенности

Наиболее распространенный тип информационных кампаний — ин­формационные войны. Данное по­нятие стало применяться для харак­теристики политических коммуникаций лишь с середины 80-х го­дов прошлого столетия, хотя принципы ведения такого рода информационных кампаний были известны давно. Еще в древнос­ти китайцы устами Сунь-Цзы, предлагая методы активного про­тивостояния врагу, говорили о необходимости «разлагать все хо­рошее, что имеется в стане противника», «разжигать внутренние ссоры», «мешать всеми средствами» его целенаправленной дея­тельности.

В настоящее время информационные войны понимаются тро­яко. Прежде всего данный способ информационного взаимодействия трактуется как совокупность политико-правовых, социально-эконо­мических или аналогичных действий, которые направлены на зах­ват информационного пространства,вытеснение противника из информационной сферы, разрушение его коммуникаций, лише­ние средств передачи сообщений, а также иные подобные цели. Ряд специалистов, и в частности С. П. Расторгуев, считают, что информационные войны представляют собой одновременно скры­тые и открытые информационные взаимодействия социальных систем (акторов), которые преследуют цель получения определен­ных преимуществ, обеспечения своего выигрыша в материальной сфере4. По их мнению, в этом взаимодействии сторонами посто­янно используется информационное оружие, которое направле­но на запуск программ самоуничтожения оппонирующей инфор­мационной системы. Кампании такого типа представляют собой форму борьбы за информационные ресурсы, способ обеспечения позиционных преимуществ в важнейшей сфере общественной жизни.

Информационная война понимается и как наиболее острая форма конфронтациив информационном пространстве. В данном


 


случае упор делается на характер противостояния оппонентов. И здесь первостепенное значение приобретают такие свойства ин­формационного взаимодействия, как бескомпромиссность, высо­кая интенсивность спора, а также краткосрочность острого сопер­ничества. Для обозначения агрессивности сторон в этом дискурсе используется понятие «информационное оружие».

Подобная трактовка этого понятия существенно расширяет круг участвующих в информационном противостоянии акторов. Пред­полагается, что в информационных войнах одновременно задей­ствованы не только две противоборствующие стороны, но и все те, кто так или иначе присутствует в это время в политическом пространстве, т.е. все участники политических коммуникаций: об­щественность, лица, принимающие решение, медиабюрократия и т.д. При такой трактовке информационных войн к ним нередко относят любые формы идейного противостояния различных докт­рин, религий и даже направлений искусства. Идейные противоре­чия, различия в позициях, а порой и элементарные пристрастия приравниваются к формам информационного противостояния. На­пример, в уже упоминавшейся книге А. Грешневикова формы аван­гардистского искусства и ценности экуменизма рассматриваются как орудия «разрушения национальных традиций», «пропаганды чуж­дых государству ценностей», средств ведения информационной войны против российского народа5.

Информационная война трактуется также как форма обеспече­ния или ведения военно-силовых действий.Это понятие тесно свя­зано с концепцией развертывания «медиасил специального на­значения», формируемых и действующих по модели «спецназа». Однако эти силы вооружены медийным оружием — цифровыми камерами, спутниковыми передатчиками и другими аналогичны­ми средствами, которые используются для решения сугубо воен­ных задач.

Несмотря на различные толкования понятия «информацион­ная война», совершенно очевидно, что основной признак этого типа кампаний — острое, агрессивное взаимодействие противобор­ствующих сторон в информационной сфере, которое негативно от­ражается на состоянии политических коммуникаций общества в це­лом. Применение таких кампаний политическими акторами связано с нарастанием рисков, чреватыми быстрым изменением статусов и позиций в отношениях власти. Из-за высокой интенсивности спора информационные войны плохо поддаются управлению и сознатель­ному регулированию и потому выступают как обоюдоострое оружие для противоборствующих сторон. Достижение целей подобными способами усиливает политическую конфронтацию, снижает воз-

17-4386


можности распространения консенсусной культуры, подрывает стабильность в обществе.

Информационная война означает использование информации как основного средства осуществления враждебных действий и нанесения ущерба противнику. Она символизирует такой тип мыш­ления (и действий), который предполагает враждебные по отно­шению к противнику действия на основе особого «размещения ценностей» и использования «информационных ресурсов». При­чем этот тип информационных действий реализуется различными способами. К ним относятся нарушения, повреждения либо моди­фикации информационных ресурсов и «знаний» людей о самих себе и об окружающем их мире; меры воздействия на обществен­ное мнение и мнение элиты; нанесение ущерба противоположной стороне дипломатическими мерами; пропагандистские, психоло­гические и подрывные акции в области культуры и политики; де­зинформация; внедрение в местные медиаканалы своих сторонни­ков для подрывных акций; проникновение в компьютерные сети и базы данных, техническое содействие и информационная поддер­жка диссидентских и оппозиционных движений и т.д. Таким обра­зом, при проектировании стратегий информационной войны ком­бинируются различные информационные мероприятия.

Формы информационных войн зависят от характера участвую­щих сторон. Это может быть более традиционный конфликт между государствами или группами государств в духе «холодной войны» либо конфликт между государством и негосударственными актора­ми (например, война с терроризмом, наркоторговлей, распростра­нением оружия массового поражения); война против политики кон­кретных государств в вопросах защиты прав человека, охраны окру­жающей среды либо свободы слова и вероисповедания и т.д.

Принципы ведения информационных войн

Понятно, что если острое взаимо­действие сторон и агрессивный ха­рактер информационных обменов является константой ведения такого типа кампаний, то их организа­ция непременно опирается на ряд столь же устойчивых и непреходя­щих по своему значению принципов. Эти принципы придают цело­стность информационным войнам как особому типу построения политических коммуникаций, служат критериями их специфика­ции, или демаркации, т.е. отличия войн от других типов организа­ции информационных кампаний.

В некоторых странах принципы ведения информационных войн не только концептуализированы, но и институализиро-ваны. Например, в США с 1992 г. действует официально при-


нятая «Информационная доктрина», в которой излагаются тре­бования к информационному обеспечению военных действий. С 1995 г. в армии США принят Устав ведения информационных войн, а в 1998 г. — «Доктрина проведения информационных операций», где определяется порядок осуществления такого рода акций. В частности там сказано, что правительство США ведет свои «действия в интересах национальной стратегии», а осу­ществляются они «путем влияния на информацию и информа­ционные системы противника при надежной защите собствен­ной информации и информационных систем». С 1999 г. в разви­тии положений данной Доктрины в структуре вооруженных сил США появился Центр ведения кибернетических войн. В настоя­щее время на обеспечение его деятельности и такого вида опера­ций в целом расходуется не менее 20% военного бюджета.

К принципам ведения информационных войн можно отнести стремление политических акторов к непрерывному расширению ин­формационного пространства, находящемуся под их контролем.Их

реальная тактика расширения своих информационных возможнос­тей предполагает действия в обход существующих в обществе мо­ральных, правовых, административных и прочих социальных огра­ничений,которые препятствуют выполнению этой задачи. Полити­ческие силы, прибегающие к технологиям информационных войн, практически не соблюдают принятые в обществе нормы, каждый раз демонстрируют инновации, ломающие привычные стандарты публичного общения. Однако они, как правило, перекладывают ответственность за это на оппонента либо объясняют необходи­мость подобных действий экстраординарными обстоятельствами.

Многие кампании начинаются с освещения каких-либо сенсационных, скандальных фактов, чтобы придать обществен­ному мнению нужное организаторам акции направление. Жур­налисты не останавливаются перед искажением фактов, вме­шательством в личную жизнь, обнародованием конфиденци­альных материалов. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной российским парламентом, содержится предостережение СМИ от исполь­зования своих свобод для организации беспорядков, нанесе­ния вреда здоровью людей и морали общества, призыв к пре­дотвращению распространения конфиденциальной информа­ции (ст. 10, ч. 2) и т.д. Одним из самых распространенных примеров такого нарушения норм, в том числе и правового характера, является чрезмерно подробное освещение журна­листами ситуаций с захватом заложников, что нередко использу-

17*


ется для критики либо отдельных политических деятелей, либо правительства в целом. Видимо, излишне говорить, что закон о борьбе с терроризмом категорически запрещает раскрывать приемы проведения спецопераций, освещать факты, способные затруднить проведение контртеррористических действий, раскры­вать лиц, участвующих в борьбе против терроризма. Тем не менее немало журналистов ради повышения собственного професси­онального рейтинга и авторитета своих изданий, телеканалов или радиостанций пренебрегают такого рода запретами.

Стремление обыграть соперника, занять более выгодные пози­ции в политической сфере, повысить свою ресурсную оснащен­ность заставляет приверженцев использования технологий инфор­мационных войн вести действия в зоне пороговых значений обще­ственного мнения.Иными словами, торпедируя общественную мораль и размывая действующие в общественном сознании стандарты вос­приятия информации, носители «военных» технологий в своих при­емах воздействия на массовое сознание нередко переходят ограни­чения психики, для восприятия сообщений воздействуя на подкор­ковые механизмы человека. Так что активизация подсознательных механизмов восприятия политически важных сведений, размывание рациональных оснований оценок и суждений граждан, манипуля­ция их чувствами и эмоциями становятся едва ли ни базовыми спо­собами организации действий в рамках информационных войн. По­следствиями применения такого рода приемов и техник являются хаотизация групповых и массовых представлений, размывание це­лостных впечатлений о мире и усиление зависимости граждан от политических сил, «воюющих» на информационном рынке.

Непременным требованием к организации информационных войн выступают и жесткое сопротивление информационным акци­ям противникаи ограничение сферы распространяемых им сведе­ний,особенно тех, что могут нанести политический ущерб воюю­щей стороне. Это выражается в необходимости строжайшего конт­роля за собственным информационным потоком и ограничении возможностей противника поставить под сомнение их цели и за­мыслы.

Война 2003 г. в Ираке наглядно продемонстрировала, как же­стко контролировали информационную ситуацию оккупацион­ные войска. Во время военных действий вся информация выдава­лась только аккредитованным журналистам с разрешения пресс-службы армии. Два западных журналиста, посмевших дать интервью арабским информационным агентствам по поводу рас-



стрела автобуса с гражданскими лицами, впервые в истории аме­риканской журналистики были высланы сначала из района бое­вых действий, а затем и из страны. Известны факты устрашения журналистов, например обстрел гостиницы «Палестина». Здание телестанции «Аль-Джазира», не подпадавшей под военную цен­зуру американцев и постоянно представлявшей новостную про­дукцию не устраивавшего их характера, подверглось бомбарди­ровке, было разрушено, и телестанция прекратила вещание в регионе. Однако именно такая жесткая политика позволила мак­симально снизить негативный эффект в обществе от англо-аме­риканской акции в Ираке, помогла подавить сопротивление и снизить общие издержки военной операции.

Институты информационной войны

Непременное условие успешности любых акций информационных войн — институализация данного

рода коммуникаций. Причем каждый политический актор исполь­зует для этого собственные возможности. Наилучшее положение в этом смысле у государства, в распоряжении которого находится разветвленная система институтов, способных организовать и под­держать кампании в формате информационных войн. К таким ин­ститутам можно отнести:

■ руководящие и координирующие структуры (различные го­
сударственные органы, агентства национальной безопасно­
сти, силовые структуры);

■ информационные агентства, контролируемые государством и
используемые им для продвижения своих информационных
целей как внутри страны, так и на международной арене;

■ сеть источников постоянного информирования на определен­
ной территории (резидентура или другие постоянно находя­
щиеся за пределами страны источники информирования);

■ отдельные СМИ, находящиеся под контролем правитель­
ства и участвующие в обеспечении его информационных
целей;

■ отечественные и зарубежные группы интересов;

■ агенты влияния;

■ научные конференции, используемые как механизм выра­
жения мнений экспертного сообщества для защиты интере­
сов государства;

■ отдельные международные организации, находящиеся под
контролем отдельного национального государства.


Слаженная и скоординированная работа такого типа институ­тов обеспечивает высокую эффективность достижения политичес­ких целей государства, их информационное обеспечение.

Типы и формы информационных войн

Колоссальное количество полити­ческих целей, проектов, замыслов обусловливает столь же широкое разнообразие информационных

войн. Однако можно определенным образом систематизировать и типологизировать эту разновидность информационных кампаний. Американский ученый М. Либики выделяет следующие типы информационных войн: войны, ведущиеся против каналов связи противника; информационная разведка; действия, предпринима­емые против электронных компаний; психологическая война; ак­ции, организуемые хакерами; информационно-экономическая блокада; кибервойны (представляющие собой действия по обману электронных датчиков), симуляционные войны, или моделирова­ние действий.

С точки зрения технических свойств, используемых для ин­формационного давления на противника, можно выделить радио­электронную информационную войну, интернет-войны(сетевые вой­ны), а также кампании, ведущиеся при помощи средств прямого телевещания.

В этом плане весьма показательно действие системы «Эше­лон», которая была создана по инициативе агентства нацио­нальной безопасности США, впоследствии подключившего к ней союзников из Англии, Новой Зеландии, Австралии и Ка­нады. Эта глобальная сеть, формируемая несколькими спутни­ками и шестью станциями прослушивания, способна перехва­тывать 3 млрд сообщений в день. Почти 80% получаемой ин­формации использовалось союзниками в целях экономического шпионажа, и прежде всего против компаний стран-партнеров по Европейскому союзу. Это не раз служило поводом для много­кратных протестов Франции, Германии и других стран, чьи ком­пании не получали выгодных предложений из-за того, что кон­фиденциальная информация становилась известной конкурен­там. Как считают специалисты, аналогичная система имеется и у России, правда, ее мощности либо не используются, либо используются частично, в разведывательных целях.

Примером организации войн в виртуальном пространстве слу­жит деятельность различных электронных механизмов. Например,


созданный в 1998 г. сайт «Коготь» предназначался для инициации политических скандалов и атак на конкурентов. Первоначально (до появления «Когтя-2, 3» и т.д.) этот сайт держался в сети око­ло полутора суток, что было использовано для отслеживания про­никновения интернет-компромата в большую прессу и на телеви­дение, оценки реакции общественности на сенсационные мате­риалы.

Еще один тип информационных войн — психотронный.В ходе такой войны систематически используются средства информаци­онного соперничества, в том числе приемы, направленные на по­лучение контроля за мотивационной и мыслительной системами человека.

Как свидетельствуют специалисты, в СССР в 1989 г. во ис­полнение закрытого постановления ЦК КПСС от 1986 г. созда­ли аппаратуру, которая после ее выведения на околоземную орбиту могла корректировать поведение людей на территории, равной Красноярскому краю. К 1991 г. такими разработками в стране занимались 20 научно-исследовательских институтов, де­ятельность которых координировал Центр нетрадиционных тех­нологий при ГКНТ СССР. Опыты велись в том числе и на лю­дях, которые, впрочем, не давали на это согласия. Приборы и принципы зомбирования человеческого сознания впоследствии применялись для разгипнотизирования членов «Белого брат­ства», жертв секты «Аум Синрике». Вероятно, разработка этого так называемого пси-оружия продолжается, однако информа­ция об этом отсутствует6.

В настоящее время повседневные политические практики дают множество примеров ведения самых разнообразных информаци­онных войн как в демократических государствах, так и в переход­ных политических системах.

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличаются информационные кампании от проводимой госу­
дарством информационной политики?

2. Как оценить эффективность и результативность информационных
кампаний?

3. В чем отличительные особенности информационных кампаний, про­
водимых на международном уровне?

4. Каковы, на ваш взгляд, причины повышенной потребности в тех­
нологиях информационных войн на политическом рынке России?

5. Проанализируйте причины и последствия информационных войн в
российской политике в последнее время.


 




Рекомендуемая литература

Винокуров И., Гуртовой А. Психотронная война. М., 1993. Костин Н. А. Теория информационной борьбы. М., 1996. Миронов А. Раздувай и властвуй: Практическое руководство по технологи­ям «мягкой» пропаганды. М., 2001. Панарин И. Информационные войны и Россия. М., 2000. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., 2000. Прокофьев В. С. Тайное оружие информационной войны. М., 1999. Расторгуев С. П. Информационная война. М., 1998. Стратегическая информационная война. М., 1996. Эверетт М. Р., СториДж. Д. Коммуникационные кампании. М., 1995.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие информационной кампании | Политический генезис Интернета


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.125 сек.