русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Типология ИКС


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1084; Нарушение авторских прав


Многообразие ИКС — не только показатель богатства политико-ин­формационного пространства, оно демонстрирует гибкость по­литической системы, способность целенаправленного приме­нения власти в той или иной области общественной жизни. Ос­нованием типологизации ИКС могут быть самые разные ресурсы. Например:


Л


с точки зрения функциональной нагрузки выделяются ИКС
в области государственного управления, политического уча­
стия, осуществления деятельности партий, групп интере­
сов и т.д.;

■ классификация по отраслевому принципу различает ИКС,
обеспечивающие осуществление государственной политики
в области образования, здравоохранения, культуры, эколо­
гии, военной сферы и пр.;

■ с точки зрения организации информационных обменов мож­
но говорить о макроИКС (характеризующей деятельность по­
литической системы в целом), мезоИКС (отображающей осо­
бенности функционирования региональной власти) и микро-
ИКС (межличностной);

■ в историческом плане различаются ИКС того или иного вре­
менного периода;

■ с точки зрения конкретных агентов политики можно выде­
лять партийные, государственные и иные, связанные с дея­
тельностью конкретного актора, аналогичные ИКС.

Каждый тип ИКС дает возможность понять наиболее существен­ные причины, факторы и способы общения политических игро­ков в сфере конкуренции за власть. Так, анализ микроИКС позво­ляет увидеть, что характер коммуникаций между политическими лидерами связан с наличием таких механизмов их поддержания, как беседа или ритуальное общение. Способы накопления инфор­мации при таких типах общения задает человеческая память. Для групповых же (корпоративных) ИКС механизмами налаживания коммуникации выступают в основном переговоры, полемика или устоявшиеся привычки (следование моде), а главными формами трансляции сообщений — документооборот или риторика лидеров. Иными характеристиками обладает макроИКС. Здесь оборот ин­формации происходит через специальные медиаинституты или культурное наследие и поддерживается за счет организации пуб­личного дискурса при помощи технологий пропаганды, информа­ционного лоббизма и других аналогичных способов коммуници-рования.



Особенности развития коммуникаций можно выявить, анали­зируя исторические типы ИКС. Этот тип анализа демонстрирует изменения в способах и институтах передачи информации. На­пример, исторически первыми информационными институция­ми в политике были короли и их советники. Затем эта роль пере­шла к церкви. На более высоком уровне развития государства эту функцию уже выполняли агитпропы, пиар-отделы, специализи-


рованные рекламные отделы. Эволюция ИКС дает возможность проследить и характер развития политических посланий от изуст­ных форм трансляции мифов, мистерий и легенд до религиозных вероучений, а затем идеологических конструкций и рекламных текстов.

Если выявить ИКС, характеризующие базовые способы комму­никации того или иного актора, то станет ясно, насколько он может реализовать свои возможности в информационном пространстве. Например, современным партийным ИКС стало исключительно сложно сохранять информационные позиции. Чтобы не утратить по­литического влияния, им необходимо постоянно привлекать вни­мание общественности к своим посланиям, одновременно избегая нападок со стороны противников или иных информационных уг­роз в виде разоблачений их лидеров и пр. Для сохранения полити­ческих позиций партии должны поддерживать постоянные темы для диалога с общественным мнением, сохранять внутреннее един­ство, использовать разнообразные каналы установления контак­тов с населением, совершенствовать коммуникационный менедж­мент, оперативно реагировать на изменение информационной сре­ды, расширять аудиторию своих сообщений.

Особенности государственной ИКС

Еще более многогранно содержание ИКС современного государства. Формально ее функционирование

предполагает информационное взаимодействие институтов испол­нительной, законодательной и судебной властей, органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уров­ней. С содержательной точки зрения государственная ИКС характе­ризует отношения власти со СМИ, другими государствами, форми­рование новостной политики, характер информационных обменов внутри своих структур и т.д. И вся эта совокупность сложных инфор­мационных процессов подчинена выполнению государством своих базовых задач по принятию политических решений. Именно этот мас­штабный политико-административный процесс разработки и реа­лизации общеколлективных целей концентрирует информационные усилия государства, придает им глубинный общественный смысл. В этом смысле все органы государства представляют собой струк­туры, задача которых состоит в получении, обработке и передаче определенной информации для выработки и реализации конкрет­ных целей.

Поскольку государственная ИКС как система информацион­ного обеспечения принятия политических решений предполагает отбор информации, способной уточнить национальные интересы


и приоритеты страны, отображение связанных с их реализацией проблем, согласование и формулирование конкретных целей, а также реализацию последних в виде определенных практик в ин­формационном пространстве. Государственная ИКС показывает, что информационное обеспечение выработки и реализации поли­тических решений этого института выражается либо в конкретных информационных акцияхгосударства (сознательно спланирован­ных или носящих характер стихийного ответа на форс-мажорные обстоятельства), либо разнообразных интеракциях.К последнему типу действий могут быть отнесены государственная информаци­онная политикаи информационные кампании.

Несмотря на некоторые формально общие моменты (напри­мер, обращение информации в рамках государственной ИКС все­гда вызывает юридические последствия или то, что цели дости­гаются при использовании таких форм информационного взаимо­действия, как общественные дискуссии, брифинги государственных деятелей и пр.), каждый из названных типов информационного поведения государства имеет свои характерные способы обмена информацией и создания коммуникаций, формы взаимодействия с контрагентами в информационном пространстве, техники и при­емы установления контактов.

Уровень развития современного государства в значительной степени определяется объемом перерабатываемой и передаваемой информации, а также плотностью коммуникаций. Другими слова­ми, от того, насколько государство будет способно поддерживать устойчивые контакты с общественным мнением, политической оппозицией, организациями некоммерческого сектора, корпора­циями, зарубежными партнерами и другими игроками на полити­ческом рынке, зависит возможность и одновременно эффектив­ность его политического влияния. Без подобных контактов госу­дарство утрачивает способность регулировать политические отношения, создавать необходимые институты, выстраивать связи и поддерживать политические нормы.

В государственной ИКС информационные потоки носят как идеологический, так и неидеологический характер. Передаваемые государством сообщения могут предполагать установление комму­никации на основании доктринально заданных сообщений (транс­лирующих, к примеру, сообщения, содержащие изначально по­зитивное отношение к ценностям капитализма или социализма и т.д.) либо, напротив, сохраняющих нейтралитет по отношению к тем или иным идейным конструкциям и целям. В то же время распространяемая государством информация может носить и сугу­бо рыночный характер, т.е. функционировать как продукт, рас-


 


пространение и потребление которого другими политическими акторами ограниченно.

Наличие того или иного типа информационной активности го­сударства определяет, какими методами и способами поддержания коммуникаций будут пользоваться соответствующие властные струк­туры. Так, идеологические дискурсы государства, как правило, в решающей степени связаны с пропагандистскими формами распро­странения знаний, а рыночные — с рекламными и иными способа­ми поддержания общения.

Государственная ИКС обладает и ярко выраженным институ­циональным характером, ее информационные потоки жестко свя­заны с функциональным назначением отдельных организацион­ных структур. Институты, представляющие каждую ветвь власти, распространяют информацию и вступают в контакты не с любы­ми, а с функционально необходимыми политическими контра­гентами. Например, пиар-отделы взаимодействуют не с отдельны-

, ми гражданами, а с представителями СМИ. При этом информаци­онные потоки носят как вертикальный, так и горизонтальный

^характер.

В настоящее время динамика данной ИКС существенно снизи­лась, что обусловлено развитием процессов глобализации и эволю­цией государства как специфической формы организации совмест­ной жизнедеятельности людей. В результате начинают совмещаться, не имея порой соответствующей институциональной опоры, цент­рализованно-иерархические и сетевые формы передачи информа­ции. Это сегментирует государственную ИКС, создавая такую ком­бинаторику политических коммуникаций, которая не всегда соот­ветствует реальному соотношению сил, идеологическому спектру и другим базовым основаниям политической системы.

Международная информационно-коммуникационная система

Свои отличительные особенности имеет и международная ИКС,ха­рактерная для тех институтов, ка­налов и механизмов информацион­ных обменов, которые обеспечива­ют устойчивые контакты между различными акторами мировой политики. Особую сложность ей придает то, что в качестве после­дних могут выступать не только национальные государства, но и их объединения, а также различные организации, корпорации и даже отдельные индивиды.

Наиболее характерной чертой международной ИКС является наличие разнородныхинформационных потоков. С одной стороны, в рамках отдельных регионов мира, государств в силу социокуль-


i


турных предпочтений живущих там людей, а подчас и чисто тех­нических условий складываются собственные приоритеты в по­треблении информации. Это ведет к диверсификации информаци­онного поля. С другой стороны, благодаря транснациональному характеру информационных процессов, не имеющих локальных ограничений и связывающих различные территории, народы и государства, складывается как бы основной, глобальный поток информации. Его ресурсное и техническое обеспечение осуществ­ляется в основном крупнейшими информационными транснацио­нальными корпорациями (ТНК), распространяющими сведения о состоянии мировых финансовых рынков, продаже конкретных по­требительских марок, новостную и развлекательную продукцию.

Таким образом, международная ИКС базируется на сочетании основного и периферийных информационных потоков,постоянном взаимодействии сведений, оборачивающихся на межрегиональном и локальных рынках информации. Каждый из них имеет собствен­ные приоритеты в отборе и распространении сообщений. Напри­мер, в основном потоке формируются некие суперновости и су­пертемы, касающиеся бизнеса, спорта или других областей жиз­ни, т.е. сообщения, которые рассчитаны на массовый интерес глобальной аудитории. Понятно, однако, что содержательные ли­нии таким супертемам задают основные поставщики информаци­онной продукции, ориентированные на потребности наиболее развитых, «продвинутых» в экономическом, а значит, и инфор­мационном отношении стран и корпораций, являющихся (с по­зиций рынка) наиболее привлекательными.

Наличие основного информационного потока в международ­ной ИКС можно охарактеризовать как позитивно, так и негативно. С одной стороны, руководствуясь рыночными принципами, он неизбежно содействует распространению ценностей свободы и демократии, противостоя и разрушая косные традиции автаркии, национализма и местничества. Распространяемая здесь информа­ция в конечном счете ведет к интернационализации стилей жиз­ни, формирует мультикультуралистскую модель человеческой де­ятельности, способствует общемировой интеграции. Эти глобали­зированные инфосредства дают возможность сохранить контроль за рациональным распределением мировых ресурсов. С другой сто­роны, во многом монопольное положение западных ТНК на ми­ровом рынке создает возможности для навязывания другим стра­нам и регионам чуждой информационной среды, не учитываю­щей информационные запросы значительной части населения. Весьма характерно для сложившегося положения и сужение дос-


тупа граждан к качественной информации, вытесняемой популяр­ными развлекательными сюжетами. В конечном счете такие прак­тики деформируют информационные запросы различных групп на­селения (и даже целых государств), затрудняют развитие культур­ных традиций этих народов, провоцируют упадок национальных этических норм и стандартов.

Так, на мировом информационном рынке США контроли­руют 82% информации, Европа — 11%, Япония — 2%, осталь­ной мир — 5%. При этом у 4 американских ТНК объем веща­ния в 12 раз выше, чем у России. Например, только в рамках международной сети злодействуют 25 информационных бюро, которые обеспечивают охват этой сетью более чем 150 млн до­мов (семей) по всему миру и 78 млн в США. Английская ВВС, имея контрольный пакет акций в своей стране, обслуживает еще 60 млн семей (домов) за пределами Великобритании.

Политические противоречия в международной ИКС

Удешевление информационных то­варов и образование на основе но­вейших технических достижений

межконтинентальных коммуникационных каналов и сетей не только интегрирует информационное мировое пространство, но и созда­ет болезненные противоречия между двумя группами стран и орга­низаций регионального характера. С одной стороны, это западные страны, настаивающие на сохранении порядка свободного потока информации и ее продаж на мировом рынке. С другой — это стра­ны, заинтересованные в большем продвижении собственной про­дукции и сдерживании глобализации информационного рынка ТНК. В I960—1970-х годах такого рода государства сформировали движе­ние «За новый международный информационный порядок», ста­вившее целью борьбу против «информационного империализма», за интеллектуальную и информационную деколонизацию. Числен­ное превосходство этих стран позволило даже включать такие тре­бования в документы ООН. Западные государства ответили на эти действия собственными демаршами. В 1980 г. в ответ на резолюцию ЮНЕСКО о поддержании мер по регулированию потоков ново­стей и культурной продукции, распространяющихся через нацио­нальные границы, США в знак протеста вышли из этой организа­ции.

По мере того как многие бывшие постколониальные и разви­вающиеся страны все более овладевали информационными техно­логиями, развивали собственную информационную индустрию, противоречия заметно ослабевали. Эти страны стали активнее ис-


пользовать разделение труда, лучше продвигать собственную про­дукцию на информационном рынке и заняли иные позиции в меж­дународной ИКС. Возникли новые крупные вещательные корпора­ции (например, европейский канал «ТВ без границ» или «Евронь-юс», ориентированные на европейский рынок и соответствующие запросы этой группы населения), ослабившие монопольный харак­тер деятельности современных ТНК. Существенную роль в преодо­лении такого рода конфликтов стали играть союзы национальных информагентств, действовавших в целях координации акций отдель­ных государств в мировом информационном пространстве. Созданы Международная программа развития коммуникаций и Междуна­родный кодекс медиаэтики для переориентации информационно­го потока в сторону уменьшения его зависимости от рыночных требований и поощрения развития культурных функций СМИ.

В настоящее время процесс включения ранее слабо- и сред­неразвитых в информационном отношении стран в мировой инфопоток развивается по многим направлениям. С одной сто­роны, это происходит в ходе выстраивания шести междуна­родных информационных сетей, захватывающих США, Евро­пу, Ближний Восток, Африку, Азию, Центральную и Южную Америку. С другой — за счет частных проектов в различных стра­нах. Например, после «бархатных революций» в Польше, Че­хии и Болгарии большинство печатных изданий оказалось в руках иностранных инвесторов (по преимуществу германских компаний — более 60%), которые стали активно выводить их на европейский рынок. За исключением России и Украины, эти компании стали составлять костяк всей печатной индуст­рии молодых демократий. Нередко для укрепления информа­ционных позиций СМИ этих государств используются сред­ства благотворительных организаций. Так, Дж. Сорос основал в Праге «Фонд кредитования развития СМИ» (MDLF), который на льготных условиях предоставляет кредиты неправительствен­ным СМИ в посткоммунистических странах. Кредиты вместе с грантами от таких организаций, как «Институт "Открытое об­щество"», «Европейская инициатива в области демократии и прав человека», «Агентство США по международному разви­тию», «Норвежская организация помощи мирному населению», и другие западные источники содействуют развитию демокра­тических СМИ в странах Восточной Европы.

Конечно, сегодня еще нельзя говорить о ликвидации противо­речий между основным и периферийными потоками информации.


В мире все еще отсутствуют многие международные договоры в этой сфере (в частности, даже не существует критериев определе­ния и регламентации применения «информационного оружия», т.е. таких агрессивных форм распространения сведений, которые способны нанести прямой ущерб безопасности национальных го­сударств). Однако большинство государств координирует свои дей­ствия в борьбе против международного терроризма и информаци­онного обеспечения его деятельности как в мире, так и в рамках национальных территорий.

Современные принципы организации и направления развития международной ИКС

Отличительной чертой современной международной ИКС является под­держка международными организа­циями и демократическими госу­дарствами определенных принципов формирования инфопотоков. К ним можно отнести:

■ стремление к расширению информационных возможностей
граждан, их доступа к различным инфосистемам;

■ поддержание конкуренции в информационной сфере;

■ соблюдение гарантий равных прав для зарубежных и отече­
ственных (индивидуальных и корпоративных) СМИ и дру­
гих акторов на информационном рынке;

■ признание и поддержку культурных отличий и традиций раз­
личных аудиторий;

■ помощь менее развитым странам в развитии информацион­
ной индустрии, включение в мировые информационные про­
цессы;

■ качественное расширение возможностей использования со­
временных информационных технологий в различных обла­
стях социальной сферы (и прежде всего в образовании и здра­
воохранении);

■ совершенствование правовых и технических способов защи­
ты личной тайны в информационной сфере;

■ постоянное совершенствование технических каналов связи
и их совместимости;

■ приведение национального законодательства в информаци­
онной сфере в соответствие со стандартами и принципами
демократии;

■ разработка и введение в практику этических кодексов жур­
налистики.

Европейское сообщество приблизительно с середины 1990-х годов рассматривает создание современной инфраструктуры ин-


формационного общества как одну из наиболее приоритетных за­дач. В те годы Еврокомиссия подготовила ряд основополагающих документов, наиболее важным из которых был доклад комиссара Евросоюза М. Бангемана «Европа и глобальное информационное общество». В нем подчеркивалась неразрывная связь промышлен­ной и электронной революций, ставились практические цели в преобразовании европейской экономики и всего сообщества с использованием новых информационных технологий. На основе этого документа Европарламент принял план действий по перехо­ду Европы к информационному обществу на основе координации национальных подходов к этим вопросам и ускоренного внедре­ния новейших достижений в области информационных техноло­гий. Одновременно были выявлены и наиболее существенные труд­ности; в основном это были социальные проблемы: предотвраще­ние поляризации общества из-за внедрения новых технологий, защита интеллектуальной собственности и авторского права, част­ной жизни и персональных данных. В феврале 1995 г. Еврокомиссия учредила Форум для обсуждения проблем становления информа­ционного общества, заседания которого в настоящее время про­ходят два раза в год. Основная деятельность этого Форума прохо­дит в группах, которые обсуждают конкретные вопросы экономи­ки и занятости, человеческих ценностей и демократии в виртуальном обществе, проблемы воздействия новых информаци­онных и коммуникационных технологий на общественные служ­бы, образования и просвещения, развития СМИ, технологий и межкультурного сотрудничества. Одной из приоритетных задач раз­вития Европы по пути информационного общества стало ускоре­ние входа в информационное образовательное пространство школ и университетов, широкое распространение мультимедиа в педа­гогической практике, а также формирование более широкой сети пользователей мультимедийных продуктов. В развитие этих целей в 2000 г. был принят еще один важный документ, регламентирую­щий деятельность стран Евросоюза на пути к информационному обществу: Программы e-Europe (электронная Европа), охватыва­ющие 11 направлений деятельности, объединенных вокруг трех приоритетов — создание дешевых, быстрых и безопасных интер­нет-сетей, вложение крупных инвестиций в развитие практичес­ких навыков, людей как пользователей мультимедиа, а также сти­мулирование использования людьми интернет-сетей по всем важ­нейшим направлениям (образование, медицина, экономика и пр.). В настоящее время Еврокомиссия представила общественности еще один план развития информационных технологий «Электронная Европа-2005: информационное общество для всех». В данном доку-


менте ставятся цели не только ускоренного развития сетей, даю­щих всем гражданам возможность высокоскоростного доступа в Интернет, но и подготовки соответствующего законодательства, регулирующего деятельность информационного сектора и, как следствие, равномерное распределение выгод от использования информационных технологий для всех стран-участниц.

На основе этих принципов Евросоюз разработал блок специ­альных программ по развитию информационных технологий в сфере труда, государственного информирования, медицины и образова­ния. Все они направлены на расширение сферы использования информационных технологий, создание сети основных трансевро-пейских информационно-коммуникационных услуг, внедрение еди­ного регламентного кодекса (способствующего совместимости се­тей), а также на расширение применения информационных тех­нологий в промышленности. Цель реализации этих проектов состоит в том, чтобы при расширении единой Европы, налаживании вза­имоотношений между всеми странами континента были преодо­лены наиболее существенные различия в информационной сфере и Европа не развивалась как территория «с двумя скоростями».

Наиболее приоритетные проекты данного курса уже разрабо­таны; к ним относятся:

■ подготовка глобального перечня исследований в области ин­
формации;

■ развитие широкополосных сетей;

■ межкультурное обучение и образование (прежде всего обу­
чение иностранным языкам студентов и бизнесменов);

■ развитие сети электронных библиотек;

■ развитие сети электронных музеев и галерей;

■ программа по информационному обеспечению защиты ок­
ружающей среды и естественных ресурсов;

■ формирование информационной системы по глобальному
управлению чрезвычайными ситуациями;

■ развитие телематических технологий в здравоохранении;

■ осуществление программ «электронного правительства пря­
мого доступа» (для постоянного информирования властями
граждан о своей деятельности);

■ организация глобального рынка информационных услуг для
малого и среднего бизнеса;

■ создание морских информационных систем.

Возможности присоединиться к осуществлению этих программ у государств неодинаковы. Это обусловлено в первую очередь тем, что многие страны решают разные исторические задачи. И если в


одних государствах проблемы соблюдения свободы слова и вообще воплощения основных принципов демократии давно не существу­ют, то для других они чрезвычайно актуальны. Вполне естествен­но, что последние и в едином информационном пространстве бу­дут занимать собственные ниши и решать свои задачи.

По данным организации «Репортеры без Границ», в 1998 г. более 2 млрд людей жили в государствах, где пресса не свобод­на, а еще 2 млрд — там, где правительства постоянно ограни­чивали права журналистов. В 2000 г. в 66 странах из 186 пресса не была свободна, а в 52 — несвободна частично. И только 68 государств удовлетворяли требованиям, гарантирующим сво­боду слова.

Специфика положения Российского государства в этой области определяется необходимостью поддержания демократических прин­ципов организации политического дискурса, развития информаци­онного рынка, оказания целенаправленной помощи отечественным СМИ в их продвижении на международный рынок.

Вопросы для обсуждения

1. Что позволяет выделять информационно-коммуникационные поля
в пространстве политики? Чем они отличаются от информационно-ком­
муникационных систем?

2. Можно ли проследить некую сквозную логику эволюции полити­
ческих коммуникаций в мировой истории?

3. Может ли информационное общество сложиться в среднеразвитых
странах? Как оценить темпы и характер его становления в различных по­
литических и социальных системах?

4. Что такое медиакратия и каковы перспективы становления такой
формы организации власти в современной России?

5. Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития политических комму­
никаций в международной информационной системе?

Рекомендуемая литература

Кастельс М. Информационная эпоха. М., 1999.

Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенден­ции развития. М., 1999.

Назаров М. М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.

Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. М., 1999.


J


Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В. С. Комаровского. М., 2001.

СМИ в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социаль­но-экономической структур / Под ред. Дж. МакКормак, Европейский Институт СМИ. Берлин, 1999.

Смирнов В., Чумиков А. Информационный менеджмент в искусстве поли­тического управления // Власть. 1995. № 4.

Corrado A. and Firestone С, eds. Electronic in Cyberspace: Towards a new era in American Politics. N.Y., 1996.

Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in America. N.Y., 1995.

TofflerA., Toffler H. The Third Wave. N.Y., 1980.

Sparks C. (with A. Reading) Communism, Capitalism and the Mass Media. London, 1998.


Глава 3



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационно-коммуникационные системы | Сущность и отличительные черты массовой информационно-коммуникационной системы


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.114 сек.