ЕСН; ассигнования из бюджетов на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; добровольные взносы; доходы от капитализации средств ПФР и др.
Динамика изменений объема бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 1999 - 2005 гг. (в млн руб.)
Годы
Доходы фонда
Расходы фонда
Дефицит /Профицит
244 495,9
244 495,9
352 883,6
346 771,5
+ 6 112,1
564 208,0
504 929,5
+ 59 278,5
783 477,7
739 556,6
+ 43 921,1
822 841,4
864 898,3
- 42 056,9
1 000 316,6
946 640,2
+ 53 676,4
1 177 375,0
1 176 131,3
+ 1 243,7
Общая характеристика Фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Федеральный и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (Фонды ОМС)
Правовые основы функционирования
Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1 (с изм. и доп.), Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 729 «Вопросы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования»1, Устав Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 8572 и др.
Местонахождение
Федеральный фонд — город Москва, территориальные фонды — столицы субъектов Федерации
Особенности юридического статуса
Государственное некоммерческое финансово-кредитного учреждение. Создан в целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца
Статус имущества
Финансовые средства Федерального фонда ОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат
Источники формирования бюджета фонда
1) часть страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование;
2) ассигнования из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
3) добровольные взносы юридических и физических лиц;
4) доходы от использования временно свободных финансовых средств;
5) нормированные страховые запасы Федерального фонда ОМС;
6) поступления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации
Основные функции
1) аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования;
2) финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет аккумулированных фондом средств обязательного медицинского страхования;
3) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и др
Органы управления
Коллегиальный орган — правление и постоянно действующий исполнительный орган - директор (назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ)
Функции и компетенция правления фонда
1) утверждение перспективных планов работы Федерального фонда ОМС;
2) рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда ОМС и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда ОМС;
3) определение направлений и порядка использования доходов Федерального фонда ОМС, в том числе полученных от использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядка покрытия убытков;
4) утверждение порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
5) рассмотрение проектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
6) рассмотрение разрабатываемых Федеральным фондом ОМС проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
7) принятие решений о внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств на содержание Федерального фонда ОМС, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;
8) формирование ревизионной комиссии
Функции и компетенция директора фонда
1) действует от имени Федерального фонда ОМС без доверенности;
2) распоряжается имуществом Федерального фонда ОМС;
3) заключает договоры, в том числе трудовые;
4) открывает расчетный и другие счета;
5) утверждает по согласованию с правлением структуру» штатное расписание и смету расходов Федерального фонда,
6) издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Федерального фонда;
7) по согласованию с правлением представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда ОМС и о его исполнении;
8) по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда ОМС, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования;
9) использует для выполнения задач, стоящих перед Федеральным фондом ОМС, финансовые средства в пределах утвержденных бюджета и сметы расходов;
10) принимает на работу и увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
11) организует учет и отчетность Федерального фонда ОМС;
12) решает все вопросы деятельности Федерального фонда ОМС, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления
Контроль, аудит и отчетность
Контроль за деятельностью осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда ОМС по мере необходимости, но не реже 1 раза в год назначает аудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Отчет об исполнении бюджета федерального фонда ОМС утверждается федеральным законом, а отчет об исполнении бюджетов территориальных фондов ОМС — законами соответствующих субъектов Федерации