1. Наряду с чистыми частными благами в обществе производятся чистые общественные блага. Для них характерны свойства неизбирательности (неконкурентности) и неисключаемости в потреблении. Для анализа различных промежуточных форм, отличающихся друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости, вводится понятие смешанных общественных благ.
2. Классификация смешанных общественных благ включает их дифференциацию с точки зрения:
· определения границ потребления (международные, общенациональные, локальные (местные) общественные блага);
· границ несоперничества и неисключаемости (перегружаемые (переполняемые) и исключаемые общественные блага);
· социальной значимости (социально значимые и социально вредные блага).
3. Перед государством встает задача правильной оценки подлинных потребностей населения, масштабов необходимых общественных услуг и путей их финансирования. Совокупный спрос на общественные блага получается путем суммирования предельных выгод для всех потребителей при каждом объеме потребления блага, т.е. путем сложения по вертикали кривых спроса отдельных потребителей.
Оптимальный размер производства общественных благ предполагает равенство сумм предельных выгод для индивидуальных потребителей с предельными издержками производства: МВ = МС. На практике у потребителей есть стимул преуменьшать получаемые ими предельные полезности в надежде получить блага при затратах меньше, чем их истинная ценность. Возникает проблема «безбилетного проезда» или «эффект зайцев». Это приводит к тому, что общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный.
4. Определение оптимальных размеров общественного сектора предлагается в модели общего равновесия Самуэльсона. Условие Парето-оптимума для экономики с общественным благом: .
В равновесии каждый потребитель должен платить взносы для финансирования общественных благ в соответствии с индивидуальной оценкой предельной полезности. Механизм формирования «налоговых цен» рассмотрен в модели добровольного обмена Линдаля, где .
Ситуация локального равновесия реализуется в теории клубов. Данный тип равновесия отличается от традиционного равновесия тем, что он характеризуется двумя независимыми показателями – объемом блага и численностью потребителей.
В ряде случаев государство вмешивается в производство смешанных благ исходя из политических или социальных целей. Это касается прежде всего стимулирования социально-значимых благ и ограничение социально-вредных.
5. Главными ориентирами при производстве общественных благ призваны выступать четкие представления о том, какие именно блага предполагается создать в данном секторе. В целом, механизм государственного принуждения должен по возможности заменяться рыночными альтернативами – контрактацией частных фирм по оказанию общественных услуг на конкурентной основе и системой ваучеров для потребителей.