К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления. Для определения их сущности следует вспомнить свойства изученных ранее частных благ. В основу классификации благ положено два критерия – характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. В соответствии с первым выделяют признаки избирательности или неизбирательности, а вторым – исключаемости или неисключаемости.
Чистое частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату. К ним относятся: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. Рынки идеально подходят для обращения на них чистых частных благ, обладающих признаками избирательности и исключаемости в потреблении.
Свойство избирательности в потреблении означает, что частные блага приобретаются в индивидуальном порядке в соответствии с системой вкусов и предпочтений потребителя. Эти товары делимы, т.е. они выступают в виде совокупных самостоятельных единиц. Потребление данных благ одним человеком делает невозможным их потребление другими людьми.
Свойство исключаемости связано с недоступностью данных благ для тех, кто не способен заплатить за них рыночную цену. В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет производитель товара, а все выгоды достаются потребителю. Цена блага соответствует его предельной полезности.
Сущность и свойства общественных благ принципиально иные. Впервые они были сформулированы в середине 50-х годов ХХ в. американским экономистом Полом Самуэльсоном, лауреатом Нобелевской премии 1970 г. за вклад в повышение уровня научного анализа.
Чистое общественное благо – такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от оплаты. Классическими примерами общественных благ являются услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера и целый ряд аналогичных благ и услуг. Потребление данных благ связано со значительными положительными внешними эффектами, что препятствует их реализации при помощи механизма цен.
Основными свойствами чистых общественных благ являются: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность или неконкурентность (несоперничество) в потреблении означает, что появление дополнительного потребителя не уменьшает доступность и полезность блага для других. Например, рождение ребенка на территории страны не уменьшает величину безопасности, предоставленной другим гражданам. Поэтому эти блага неконкурентны в потреблении.
Условие неконкурентности в потреблении также связано с неделимостью общественных благ. Неделимость блага в потреблении означает, что субъект не может непосредственно выбирать объем его потребления. С позиций отдельного индивидуума потребление благ такого рода носит как бы принудительный характер, выбор отсутствует. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага (оборона страны). Предполагается, что общественное благо предоставляется всем жителям поровну, т.е. однородно по всей территории. Предельные издержки предоставления дополнительному потребителю чистого общественного блага равны нулю.
Формально условие неизбирательности и неделимости общественного блага в количестве Q одновременно для каждого i-того индивида можно представить в следующем виде: Q = Qi, где i = 1, …n. Если бы благо было частным, то аналогичная зависимость для блага Х выглядела бы, как .
Неисключаемость в потреблении означает невозможность запрета дополнительным потребителям пользоваться общественными благами, не оплачивая их. Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только оно произведено, становится доступным для всех, что в свою очередь, порождает чрезмерно высокие издержки исключения не заплативших за благо потребителей. Например, лишить жителя страны услуг обороны, иначе, чем выдворив его из страны, нельзя.
Указанные свойства чисто общественных благ имеют графическую интерпретацию. При заданном объеме издержек, равном С, объем произведенного общественного блага Q пропорционален n – количеству человек, на которых распространяется потребление данного блага. Значит, кривые совокупных, средних и предельных издержек могут изображаться как функция от n (рис.13.1).
До тех пор, пока предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю, чистое общественное благо в оптимальном случае должно поставляться по нулевой цене (МС=Р=0). Это означает, что частное предприятие не будет производить чистое общественное благо. Даже, если бы оно попыталось взимать плату с субъектов из-за принципа неисключаемости, это было бы невозможно. Следовательно, особенности экономического оборота общественных благ и их специфические свойства являются одной из причин «отказов» рынка. Рынок, настроенный на работу в условиях платежеспособного спроса, не может функционировать в данных обстоятельствах. Выходом из этой ситуации может быть только вмешательство государства.
Однако чистых общественных благ, свойства которых точно соответствовали бы вышеизложенным (неизбирательность и неисключаемость в потреблении, неделимость и наличие нулевых предельных издержек), довольно немного: оборона, дипломатия, освещение улиц и т.п.
В связи с этим можно рассматривать чистые общественные и частные блага как два полярных случая, между которыми существуют различные промежуточные формы. Для их характеристики вводится понятие смешанных общественных благ, отличающихся друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости, их различными вариациями. Типология экономических благ представлена на рис.13.2.